Нотный стон: в Омске сыграли «Оркестр»  

 

Послевоенная Франция, язык тела и самые болезненные точки любого социума — в новом спектакле Лицейского театра.

Два премьерных дня спектакля «Оркестр» по пьесе Жана Ануя выпали на начало текущей недели. На этот раз шефство над труппой Лицейского театра взяла студентка пятого курса театрального института им. Б. Щукина. Сразу оговоримся, постановка для Виктории Каминской не дебютная. Актерам столичного «Современника» и «Театриума на Серпуховке» уже довелось работать с этим режиссером.

Волею судеб год назад Виктория познакомилась с омским театром, и, как признается сама девушка, он сразу запал ей в душу: «Уютный, почти семейный по ощущениям, мне очень хотелось поработать с ним. И тогда же мы с художественным руководителем Сергеем Тимофеевым начали вести переговоры о возможном творческом тандеме».

И совместная работа случилась. Забегая вперед, отметим: на счастье омичей.

«Класс» увидел постановку до премьеры — сдача спектакля прошла в минувшие выходные. Предваряя показ, худрук театра сообщил, что сразу оценил выбор материала:

«Пьеса роскошная, а Виктория еще и предложила очень интересное решение концертных номеров, в которых на самом деле не будет музыкальных инструментов, но будет нечто другое. Это трагикомическая история: и фарс, и трагедия, и комедия одновременно, как и всегда у Ануя».

Если вы не знакомы с сюжетом от слова «совсем», стоит добавить немного штрихов к портрету. Итак, послевоенная Франция. Оркестр, в составе которого — семь женщин и один мужчина. Руководитель, кстати, тоже принадлежит прекрасной половине человечества. Каждый музыкант, за исключением, пожалуй, единственной и самой молчаливой героини, все еще имеет творческие амбиции. Но война смешала краски. В итоге оркестр развлекает постояльцев дешевого отеля в курортном городке.

Повествование о жизни как коллектива в целом, так и каждого персонажа в частности прерывается на «исполнение концерта». Как значится выше, никаких инструментов на сцене не появится. Перед тем как приступить к «выступлению», артисты снимают обувь и, установив ее в специально отведенные места по периметру сцены, начинают танцевать.

Решение изображать музыкальные композиции с помощью языка тела, конечно, не ново, но всегда интересно. Хореографом выступила Ирина Горэ. И, кстати, если вам по какой-то причине еще не доводилось оценить пластику актеров Лицеского театра, то ноги в руки — и вперед.

Тело, конечно, — инструмент каждого из нас. Вопрос лишь в том, насколько талантлив музыкант. На сцене же узнаваемы были и скрипки, и контрабас, и виолончель, и флейта. Помимо этого, в процессе сумбурного танца с натянутыми улыбками, чтобы у постояльцев не испортилось настроение, пищеварение и что-либо еще, актеры емко и точно передавали всю палитру отношений в оркестре. После зарисовки оставалось лишь подтвердить догадки зрителей диалогами персонажей.

Выбранный материал действительно так трагичен, что комичен. И наоборот. Жан Ануй предложил десять историй, в спектакле задействованы также владелец ресторана и официант, каждая из которых — наиболее распространенная болезненная точка в любом социуме. В общем, хоть одна из десяти судеб наверняка проберет вас до мяса. При этом в каждом монологе дается ключик, повернув который, зритель понимает: выбор есть всегда. А потому спектакль к просмотру рекомендуется однозначно.

 

Екатерина Иванова

Онлайн-журнал «Класс», 6 июня 2017 г.

http://newsomsk.ru/class/news/58173-notny_ston_v_omske_sgrali_orkestr/