Неудобная принцесса Ивонна

На прошлой неделе Лицейский театр представил премьеру – спектакль «Ивонна, принцесса бургундская» по пьесе классика польского авангарда Витольда Гомбровича. 

Крайне уставший от жизни принц Филипп встречает Ивонну – молчаливую безропотную девушку с повадками аутиста – и немедленно решается на ней жениться, отчасти из садистских побуждений, отчасти ради эпатажа. Постепенно в принце просыпается вкус к жизни и множество различных чувств к Ивонне, а в его родителях, королевской чете – память о забытых грехах молодости и стыдливое желание поскорее прикончить странную принцессу.

Знаменитая пьеса  польского авангардиста превратилась в постановке Лицейского в трагикомическую историю с элементами эстрадного юмора, происходящую где-то в фантастическом мире грёз. Большую часть времени здесь царит полумрак, зыбкие декорации  то и дело меняют положение, превращаясь из стен в колонны, потом в зеркала, и затем снова в стены. По словам режиссера спектакля Сергея Тимофеева, сделано это специально, чтобы перенести историю из бытовой плоскости в атмосферу вещего сна.

Неподготовленному зрителю постановка местами может показаться непростой, а все происходящее на сцене — абсурдным и нелогичным. И это нормально – текст Гомбровича едва ли можно назвать доступным. Да и для самих лицеистов «Ивонна» стала серьезным испытанием.

Спектакль должен был стать продолжением творческого союза лицеистов с польским театром XL и Анной Дзедич, преподавателем и режиссером актерской школы Макульских в Варшаве. В 2011 году они познакомились и подружились  на фестивале в Гренобле, и решили сделать так, чтобы режиссер одного театра приехал и сделал спектакль с артистами другого. Так в феврале польские зрители увидели мольеровского «Лекаря поневоле» в постановке худрука Лицейского Сергея Тимофеева. Весной Анна Дзедич должна была приехать в Омск и поставить с артистами Лицейского театра «Ивонну». Премьера ожидалась в мае, однако обстоятельства вмешались и откорректировали планы. Сначала из-за болезни мамы не смогла приехать Анна Дзедич, и за постановку взялся Сергей Тимофеев. Затем и дата премьеры по разным причинам значительно отодвинулась.

— Мы планировали выпустить спектакль в мае, потому что раз в два года в конце сентября в Польше проводится фестиваль пьес Гомбровича, и мы хотели на него попасть, — рассказал Сергей Тимофеев. — Но в жизнь вмешались обстоятельства, и стало понятно, что мы не справимся – в мае был большой концерт, потом день города, к началу сезона мы восстанавливали репертуар, готовились к юбилею в Концертном зале, и к фестивалю в Тамбове. Получается, что «Ивонну» мы делали практически на ходу. Фактически мы работали над ней пять месяцев, это огромный промежуток, но в него вошло так много всего, что на деле у нас оставалось очень мало времени на репетиции.

По словам Тимофеева, сложной оказалась и сама пьеса – режиссер и артисты впервые столкнулись с драматургией такого уровня. Как результат – пока Тимофеев называет удачным только один из трех прошедших показов, и говорит, что работа над постановкой продолжается.

— Получается, что мы всегда в работе. На сдаче и на премьере был не последний вариант, всё еще осмысливается и дорабатывается. Я, например, хочу добавить цитаты из дневника Гомбровича — в начало и в финал спектакля, без них он остается неполным.

 

Комментарий:

Сергей Тимофеев, художественный руководитель Лицейского Театра:

— Можно рассуждать, современная это пьеса или нет. Чтобы реализовать себя в этом мире, ты иногда врешь, лукавишь, надеваешь какие-то маски, понимая, что все это не делает тебя лучше. Мы все мечтаем быть в гармонии с собой и окружающим миром. И однажды такая возможность возникает – появляется Ивонна, человек абсолютно гармоничный, без желания толкаться локтями, добиваться чего-то, ей достаточно воздуха и солнца. Эта такая абсолютная надежда на бога. И следом за такой возможностью возникает вопрос – сказать, что ты хочешь жить в гармонии, в правдивом мире – это одно. А на самом деле так жить? Сможешь ли ты?  Я задаю его себе, а заодно и всем – и не нахожу ответа.  Мы боимся гармонии, боимся себя настоящего. Мы замусорены ложными ценностями – и от этого у нас все беды. И оживление начнется тогда, когда мы перестанем бояться завтрашнего дня. Так современная это история или нет?

Павел Креслинг

«Вечерний Омск», №47 (362) / 19 ноября 2014 г.