К сожаленью, день рожденья только раз в году…

«Ребятам было тяжело рабо­тать. Но им нужно было взять и завоевать зал. И они это сделали. Они выдержали этот трудный эк­замен и отыграли, как настоящие артисты.

Они держали удар, держали энергию зала и легко перебрасы­вали зрителей от смеха к слезам. Можно придираться и искать осно­вания для критики, но самое глав­ное, на мой взгляд, — профессио­нальный экзамен был сдан…»

Согласитесь, такие слова не ча­сто говорят режиссеры о тех, с кем приходится работать. Тем более если эти ребята — артисты непро­фессиональные, а «профессио­нальный экзамен» — это показ спектакля в Доме-музее Михаила Булга­кова в небольшой комнате, где трид­цатиградусная жара и шум за окном сводят на нет даже самую гениаль­ную игру.

Если рассказывать подробнее, то 15 и 16 мая, в день рождения писате­ля, в культурно-просветительском центре «Булгаковский дом» со спек­таклем «Зойкина квартира» отыгра­ла почти вся старшая группа Лицейс­кого театра. Данная поездка, по сло­вам артистов Ивана Притуляка и Та­тьяны Жарковой, с легкой руки ко­торых лицеисты попали в Москву, по­чти от начала и до конца была связа­на с мистикой. И действительно, не­часто так получается, что, размеч­тавшись на экскурсии в музее о том, что в самое ближайшее время ты бу­дешь играть здесь, грезы оказыва­ются реальностью.

Почему так получилось? Может быть, потому, что ребята пришли в музей с добрыми намерениями, а может, потому, что кому-то нужно срочно было доказать правдивость пословицы: « Если очень захотеть — можно в космос полететь».

Так или иначе, 15 мая — в день официального празднования, и 16 мая, когда писатель сам отмечал свой день рождения, актеры предстали перед зрителями в роли булгаковс-ких персонажей.

— Поначалу нас все время спра­шивали, что такое Лицейский театр? — рассказывает художественный руководитель театра Сергей Тимофе­ев. Это лицейский театральный кол­ледж, да? Мы всем объясняли, что мы — профессиональный театр. По­том уже ничего не нужно было объяс­нять: все начали брать автографы, шли за кулисы и разговаривали.

Те два отрывка из спектакля, ко­торые мы сыграли 15-го числа, выз­вали огромный резонанс. Люди, по­бывавшие на спектакле в этот день, пришли и наследующий.

Наш спектакль посетила и пле­мянница Булгакова. Увидев актив­ность наших актеров, она подошла к нам и сказала: «Вы лучше всех!». Ее похвала для нас была самой доро­гой. По слухам, она очень не любит СМИ и старается от всей массовой культуры держаться в стороне. И вдруг она подходит к нам и начина­ет что-то говорить!…

Уезжая, лицеисты оставили музею подарок. По спектаклю, квартира, где происходит дей­ствие, днем — обычное ателье, а вечером превращается в публич­ный дом. На сцене для изменения интерьера висит большая карти­на с одной стороны которой — обнаженная женщина, а с другой — портрет Маркса. Работники му­зея были в восторге от такого «пе­ревертыша».

Возможно, что эта поездка — далеко не последняя. Руковод­ство «нехорошей квартиры» в са­мое ближайшее время планирует организовать в подвальном поме­щении музея настоящую теат­ральную площадку на 120—150 мест, где лицеисты покажут не­сколько спектаклей. Также в этом году Александра Юркова, дирек­тор «Пятого театра», пригласила артистов к себе: принять участие в фестивале «Молодые театры России». И еще одна новость: не­давно Лицейский театр получил приглашение показать свой спек­такль на «Золотой маске». Ско­рее всего, это будет «Ревнивая к себе самой». И возможно, уже в следующем году в арсенале ма­леньких венецианских украше­ний, осевших в нашем городе, по­явится еще одна у самых юных поклонников Мельпомены.

Людмила Родина

«Третья столица»