Зрителям – счастья моменты, актерам – награды, аплодисменты

Омск хорошо известен своими богатыми театральными традициями, которые развивают и приумножают 10 профессиональных театров нашей области. «Красный Путь» – в гостях у художественного руководителя Драматического Лицейского театра Сергея Родионовича Тимофеева.

 

– Лицейский театр старается держать руку на пульсе того, что происходит с человеком, обществом. Профессионализм и наработанный опыт не мешают театру сохранять задор юности, молодости и открытость смелым творческим идеям, которые воплощаются на сцене, волнуя зрителя. В Лицейском, где невелики размеры и сцены и зрительного зала, всегда есть ощущение, что ты, зритель, являешься участником действа. А благодаря постоянно работающим студиям, где актерскому мастерству обучаются школьники от 6 до 18 лет, в театре бьется пульс времени. В прошлом году нас накрыла пандемия – учреждения культуры опустели. Сергей Родионович, как лицеисты пережили это время?

– Пандемия стала испытанием для всех, и для театров тоже. Профессиональный праздник в прошлом году прошел без зрителей, такого еще не было никогда. Культура – одна из отраслей, сильнее всех пострадавших во время ограничительных мер. Но сидеть, сложа руки, не в наших правилах. Когда нельзя было играть спектакли, мы репетировали, и как только разрешили заполнять зал на 25%, актеры с небывалым чувством радости вышли на сцену. Сегодня уже можно реализовывать 75% билетов – это почти полный зал. С удовлетворением наблюдаем, как возвращаются наши постоянные зрители. Сложнее с теми, кого мы между собой называем «заходящим зрителем», но и они уже потянулись к нам, смеются и плачут на наших спектаклях.

– Как отмечаете профессиональный праздник?

– В этом году Лицейскому исполнится 27 лет, театр активно развивается, вместе со зрителем ищет ответы на вопросы, которые задает жизнь. Нам есть чем гордиться, и в День театра откроется фотовыставка, героями которой станут наши актеры и спектакли, удостоенные серьезных наград на престижных фестивалях.

29 марта будем принимать участие в торжественной церемонии награждения лауреатов ХХVII Омского областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа по итогам 2020 года», которая состоится в Доме актера имени народного артиста РСФСР Н.Д.Чонишвили. На конкурс представлены премьеры завершившегося года, наш коллектив вынес на суд жюри спектакль «Братья и сестры» – драму по роману Федора Абрамова, и скоро узнаем, как оценили нашу работу.

Гордимся, что Третья студия театра, в которой под руководством Зинаиды Николаевны Костиковой занимаются школьники от 7 до 14 лет, недавно стала лауреатом I степени международного конкурса-фестиваля «Сибирь зажигает звезды!». Музыкальная сказка «Дюймовочка», где поют и танцуют все герои, так покорила жюри, что наград удостоилась и постановочная группа: Зинаида Костикова получила два диплома – «Лучший постановщик» и «Лучший руководитель», а Ирина Горэ и Наталья Павленко – дипломы «Лучший хореограф». Как не порадоваться за ребят, играющих в спектакле – они едут во Всероссийский детский центр «Океан» на смену «Океанские подмостки»! Три недели студийцы будут участвовать в насыщенной программе, их ждут творческие лаборатории, мастер-классы от профессионалов и конкурс театрального мастерства.

И, наконец, в марте были брошены все силы, чтобы завершить большую работу по подготовке III Всероссийского фестиваля моноспектаклей «ЧАТ». «Честное Актерское Творчество» – это наше детище. В этом году омский зритель может посмотреть спектакли фестиваля с 1 по 5 апреля.

– Чем интересен «ЧАТ»? Что ждет зрителей?

Моноспектакль – постановка с участием одного актера. Этот жанр был особенно популярен в СССР, тогда про него говорили – «театр одного актера». Многие, наверное, помнят, яркие работы Константина Райкина, Сергея Юрского, Леонида Филатова. Такой спектакль – это высший пилотаж, он по плечу актеру с опытом, которому есть что сказать и показать. Он поднимает темы любви, жизни, смерти, веры в Бога, предательства и возрождения. И весь спектакль актер должен держать зрителя в своем эмоциональном поле. Поскольку у нас страна театральная и хороших артистов много, то и моноспектаклей рождается много. Подхватывать и развивать любые творческие начинания артистов и устраивать такой экзамен в виде фестиваля, на мой взгляд, это очень здорово. Меня поддержали коллеги, потом и Администрация города, и родился фестиваль.

Фестиваль сохраняет свой принцип – по-прежнему остается неконкурсным, но дает возможность участнику услышать экспертное мнение о своей работе. После каждого спектакля проходит его обсуждение членами жюри. На торжественной церемонии закрытия подводятся итоги, присуждаются дипломы.

В этом году впервые в экспертный совет войдет один из самых известных театроведов России Павел Руднев (Москва) – театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, входящий в число крупнейших исследователей современного театрального процесса в России. Кроме того, в составе жюри – театровед и завлит Академического русского театра Республики Башкортостан Елена Попова (Уфа) и омский писатель, журналист и театральный критик Сергей Денисенко.

В афише фестиваля – спектакли Нового Художественного театра из Челябинска, Новосибирского театра под руководством Сергея Афанасьева, постановки из Владимира, Магадана, Кинешмы, Екатеринбурга, Самары и других городов. Есть задумка сделать «ЧАТ» международным.

– Сергей Родионович, все-таки, такие фестивали больше нужны театрам, актерам или зрителям?

– И актёрам, и театрам, и зрителям. Главное – это личность актёра, который делится с публикой самым сокровенным, его мастерство и эмоциональный заряд. Ведь если зритель не получает в театре эмоций, не плачет и не смеется, а рассуждает, то недалеко и до пустых зрительных залов, ведь рассуждать можно и в библиотеке, и за компьютером. Считаю, что фестивали способствуют сохранению интереса к театральному искусству и развитию этого искусства, которое стало смыслом моей жизни и жизни моих коллег.

Татьяна ЖУРАВОК

«Красный путь», №11 (1351) / 24 марта 2021