В Лицейском фантастика о тех, кому нечего терять

Раскрученное в Омске медийное лицо Евгений Бабаш вернулся к своим истокам — Лицейскому театру. СМИ он заверил, что больше не хочет быть известным шоуменом и вообще не будет заниматься ведением программ. Он теперь исключительно театральный режиссер. И только на этой ипостаси намерен сконцентрироваться.

 

Ранее Бабаш работал с младшими «лицеистами», новый же его спектакль — на основной состав самого востребованного театра города: полсотни мест Лицейского найдут свою публику всегда.

Cразу хочется сказать о предусмотрительности постановщика: Бабаш грамотно выбрал пьесу. Воплощение киносценария (а Евгений признает, что использовал именно произведение, созданное для экрана — МС2) Ксении Драгунской «Ощущение бороды» сравнить не с чем — Евгений тут эксклюзивен. И в этом, несомненно, плюс его как режиссера.

Он не уповал на то, что молодая аудитория еще не видела какой-то классики, хорошо знакомой взрослому поколению. А потому восприняла бы, не имея опыта, его версию как шедевр. Он поставил то, что явится новинкой для всех. Шаг смелый, но вполне, как выяснилось, оправданный.

Не секрет, что творчество главного режиссера «лицеистов» Сергея Тимофеева больше ориентировано на классический репертуар. В процессе же работы над «Ощущением бороды» многие актеры Лицейского изменились буквально до неузнаваемости. Примерили на себя абсолютно иные образы. Бабаш смог увидеть их другими. Тимофеев явно не препятствовал ему в трансформации своих артистов. Даже вынес сам в конце спектакля корзину с цветами.

Хотя произведение явно взято «на вырост». Пока коллективу «лицеистов» его кое-где играть сложновато. Да и жанр спектакля сложно определить однозначно. То ли это народная комедия «а-ля омская «Галерка», то ли «черный юмор в стиле пермского театра «У моста», много ставящего МакДонаха. У автора постановки Бабаша это «апокалиптическая поэма», как написано на сайте театра.

Из поэтического в ней прекрасные вокальные номера, исполненные живьем; неплохие шутки Драгунской: «А мне Никита не сказал, что меня жена встречать будет!» — говорит главная героиня литературовед Марина, приехавшая по приглашению одного из героев художника Никиты в глухую деревню и сразу попавшая на благоверную ловеласа.

Кстати, про Марину. Исполнительнице этой роли Наталье Целевич пришлось нелегко. Ее образ стал сквозным, и оттого приковывающим к себе больше внимания. Но Целевич не терялась, где не смогла сыграть — «довыглядела».

«Ощущение бороды» у Бабаша эдакое «фэнтэзи», страшилка в русском стиле. История о нашей жизни, но с непонятно откуда берущимися песнями под гитару из 70-х годов прошлого века. Про нашу жизнь — это «а у нас в клубе козы последнюю книгу зажевали» или местный житель Валера, убивающий председателя, который решил не пустить его учиться к Марине в город — та высоко оценила стихи парня. Из времени семидесятников — драка, переходящая в танец, в конце спектакля.

«Председателя порезал — бесплатно поезжай», — говорит кондукторша Валере. И тут становится очевидным, что спектакль у Евгения о том, что происходит за окнами в данный момент. Когда терять нечего, народ перестает бояться наказания или окрика власти, в данном случае — председателя. Если ничего не держит – нет тормозов.

В «Ощущении бороды» Бабаш выступил не только как режиссер, но и проявил себя в качестве художника-постановщика. Он много работает со светом, любопытной можно назвать и музыку спектакля — сцена рыбалки, например, идет под «Хабанеру» Бизе.

Бабаш не нагнетает ощущение тревоги. Хотя его герои все время намекают, что на болотах водится чудище — одного из предыдущих председателей перекусили пополам, а Марину во второй части встречает князь, про которого говорят, что когда-то ему срубили голову. У Бабаша «страшилки» идут фоном, как бы вытекая из текущей жизни. И даже чудовищ иногда надо защищать от людей. Люди и чудовища у него сливаются. Иногда их сложно отличить, ведь в каждом из нас кроется «чертовщинка».

«Никита, выйди из моей ауры», — говорит художнику жена. Так и у нас, иногда не следует вторгаться в чуждый нам параллельный мир. А сталкиваясь с ним, не удивляться, что можем не выдержать. На сцене у Бабаша продают вместе с домом кузнеца его немую внучку, а местным дурачком является приезжий студент-физик. Потусторонняя действительность оказалась для них не под силу.

В Лицейском — час пятьдесят «психоделического бреда», как выразился один из зрителей премьеры. Но с изюминкой. Способность ее оценить зависит от возможностей зрителя отрешиться на время «Ощущения бороды» от окружающей реальности. Омск потерял хорошего шоумена, а приобрел ли он столь же качественного режиссера? В любом случае имя «Евгений Бабаш» привлечет его поклонников. Некоторые из них, вполне возможно, впервые придут в театр. И тогда игра, в смысле выбор «или-или», однозначно стоила свеч.

 

Василий Романов
13 марта 2014 г.

http://www.bk55.ru/mc2/news/article/2181