Шекспир удивился бы

«Убийство Гонзаго» в омском Лицейском театре. Автор пьесы – болгарский драматург Недялко Йорданов, режиссер – Сергей Тимофеев.

Странное чувство испытываешь в начале просмотра. Незнакомый автор, ничего не говорящее название – и вдруг видишь шекспировских типов: Полония, Горацио, Офелию, а среди прочих незримо фигурируют Гамлет, король Клавдий, королева Гертруда, Фортинбрас и прочие персонажи знаменитой пьесы. С удивлением замечаешь, что действие развивается не так, как у Шекспира, при сохранении его сюжетной линии. Оно драматургически насыщено, экспрессивно, диалоги кратки, содержательны, стремительны, интрига закручивается нешуточная.

Постепенно становится понятно, что из пьесы Шекспира разрабатывается лишь один эпизод – явление бродячих артистов и выступление их в замке короля Датского. Недялко Йорданов развивает ту сюжетную ветвь, которая у Шекспира только обозначена. Он дает им, безымянным у Шекспира, имена и делает главными героями своей пьесы с тем же названием, что упомянуто в «Гамлете», – «Убийство Гонзаго».

Нежданно-негаданно актеры оказались втянутыми в придворные интриги, возникшие в борьбе за власть. Гамлет через своего друга Горацио предлагает им сыграть пантомиму в старинной пьесе «Убийство Гонзаго», в которой имитируется преступление, совершенное королем Клавдием, отравившим своего брата – отца Гамлета, захватившим трон и взявшим в жены мать Гамлета. По поведению Клавдия на спектакле Гамлет должен был утвердиться в своем подозрении. Действительно, во время пантомимы, в которой преступник вливает яд в ухо спящего Гонзаго, а на самом деле отца Гамлета, взбешенный Клавдий, чувствуя, что разоблачен, покидает представление.

Дальше Шекспир не упоминает о судьбе актеров, а Недялко Йорданов только начинает развивать свою художественную фантазию. Получив крупный задаток, нищие актеры вначале не испытывают ничего, кроме бурной радости, и лишь один из них – Бенволио (артист Александр Боткин) – начинает предчувствовать опасные последствия предстоящей игры. Бенволио высказывает свои опасения руководителю театра Чарльзу (Евгений Точилов) и предлагает немедленно покинуть королевский дворец. Чарльз, как настоящий лидер, чувствует ответственность за судьбу всей труппы, но его авантюрная жилка берет верх. Он принимает решение остаться, и вот результат: после спектакля все они в тюремных застенках, классический палач (Игорь Майоров) жестоко пытает их, добиваясь признания в том, что они готовили государственный переворот и убийство короля Клавдия. Обильно льется кровь. Сломлены все, а последним – сам руководитель труппы. «Я грязная свинья, я готовил убийство короля», – многократно повторяет он слова палача, принимая всю вину на себя.

Оригинальная декорация в виде двух пространственных переставляемых решеток позволяет персонажам передвигаться между ними, как бы пробираясь по лабиринтам подземелий дворца, не исчезая из вида зрителей и экономно используя миниатюрную сцену.

Здесь пора сказать о женщинах бродячего коллектива, их две, и обе они незабываемы. Элизабет – жена Чарльза, в исполнении Натальи Виташевской предстает страстной, ревнивой, грубой, острой на язык, наподобие героинь итальянского кино второй половины двадцатого века, она необузданна в любовной страсти, но предана театру. Видя своего супруга, подвешенного за руки, в крови и твердящего: «Я грязная свинья!», она произносит гневный монолог, даже не произносит, а выкрикивает с глубочайшей болью в сердце, что двадцать лет назад она пошла за ним, увлеченная его идеалами, красотой и мужеством, а не за «грязной свиньей». Сцена эта – взлет творческого дара актрисы Виташевской. Из ревнивой супруги она превращается в его музу, ангела-хранителя, его знамя – сим победиши! В своем благородном порыве укрепить дух страдающего супруга Элизабет прекрасна, хотя весь спектакль актриса без грима и одета в какое-то жалкое подобие платья, болтающегося на ее стройной фигуре. Она не может его спасти, но готова помочь ему достойно уйти из жизни. Ее слова возымели действие. Подвешенный за руки Чарльз охватывает ногами палача и стремится задушить его, а тот, полузадушенный, отползает в сторону – оригинальная находка режиссера. Чарльзу грозит после этого неминуемая смерть, и лишь смена власти (по тексту Шекспира), убийство короля Клавдия, Полония, смерть самого Гамлета и его матери освобождает всех узников.

Столь же колоритна, но совсем в другом отношении Амалия. Актриса Ольга Быкова, обладая богатыми артистическими данными, такими как необыкновенная пластичность, искренность, непосредственность, выразительность лица, имеет задачу представить Амалию девушкой из корчмы со всеми особенностями этого рода занятий. Амалия неотразима, соблазнительна и «двери ее открыты для всякого». Такого персонажа в омских театрах еще не было. Эта дочь Евы, жрица любви, потрясающе очаровательна и напоминает Марию Магдалину во времена ее грешной молодости, но какие-то проблески целомудрия проскальзывают в ее поведении и оставляют надежду на ее будущее спасение.

Офелия (Наталья Целевич) более скромна по сравнению с Элизабет и Амалией не только в образе, но и в игре актрисы. Кажется, ей не хватает трагизма, она слишком беззаботна, а ведь для того чтобы сойти с ума и утопиться, должны быть очень серьезные причины.

Все остальные персонажи также персонифицированы, каждый со своим характером и предназначением. Актер Генри (Игорь Коротаев) – балагур, находчивый, не унывающий до поры до времени, пока его не начали пытать. Вельможа Полоний (Игорь Горчаков) величественен, умен, расчетлив, мастер интриг. Палач (Игорь Майоров) представлен, как и положено, типичным мясником, мафиози, безжалостно выполняющим приказы своих хозяев.

Суфлер (Павел Симкин), тихий и незаметный вначале, превращается в худший тип человека – доносчика и прислужника палача, потому он и не значится в числе актеров, а как бы только находится при них, не унижая актерского звания. Он не имеет даже имени, но очень убедительный и неожиданный в своем негативном преображении Иуды.

Особое впечатление о себе оставляет Горацио (Вячеслав Еремин). Он легок, подвижен, изящен, с завязанным сзади пучком длинных волос и замечательно соответствует поэтическому образу у Шекспира.

Чарльз Евгения Точилова открывает и закрывает галерею мужских персонажей пьесы. Он прирожденный лидер, с твердой волей, трезвой оценкой происходящего и заботливым отношением к каждому члену своей труппы. Для него не существует худосочного вопроса «быть или не быть», у него однозначное решение: быть, даже находясь подвешенным во время пыток. Образ Чарльза, гораздо более симпатичный, реальный, жизненный, противопоставляется Гамлету. До самого финала не ослабевает интрига происходящего на сцене, а с нею и зрительский интерес. Лицейский театр спектаклем «Убийство Гонзаго» утер нос остальным омским театрам, в которых сплошь и рядом пошлость, бессодержательность и безнравственность. В нем подняты пласты и политической, и социальной, и нравственной жизни. Всё здесь есть: самозабвенная любовь актеров к своей профессии, преданная супружеская любовь, политические интриги с потрясающей аналогией репрессий тоталитарных режимов 20-го века, высокие образцы дружбы и беззастенчивое предательство. Далекие события эпохи Шекспира вдруг ворвались в наши дни, и мы увидели обескураживающее сходство их.

Всё по плечу молодым артистам Лицейского театра и его руководителю Сергею Тимофееву, о чем свидетельствует и то, что летом они уже успели показать этот спектакль во Франции. Группа бродячих шекспировских артистов на сцене адекватно соответствует реальным артистам Лицейского театра. В них та же увлеченность, преданность и любовь к театру. Именно молодым уместно играть в этой самой популярной, говорят, в мире болгарской пьесе, которую не стыдно показать и самому англичанину Шекспиру.

 

Лев Степаненко
http://bk55.ru/kolumnistika/article/274, 18 декабря 2013 г.