Что сыграет нам «Оркестр»?  

 

Кто-то идет в театр за развлечением, и таковых, пожалуй, в наше время большинство, а кого-то интересует большее, и он стремится найти нечто созвучное своим мыслям или, наоборот, поспорить. Такому зрителю Омский драматический Лицейский театр представил премьеру  – спектакль по пьесе Жана Ануя «Оркестр».

К пьесам драматурга Жана Ануя театры обращаются довольно часто. Его называют французским Чеховым. Как пишут литературоведы, Ануй – это всегда человеческие пороки, трагифарс (трагедия положений и отношений через юмор) – иногда грубый, иногда  тонкий. Его пьесы ставились в советских театрах. Он был одним из самых плодовитых драматургов 20 века и четко выдавал по пьесе в год.

Читать пьесу «Оркестр» скучно, но характеры, по мнению специалистов, выписаны сильно и созвучно нашему времени. Франция после Второй мировой войны. Где-то в заштатном курортном городке шесть музыкантш и единственный мужчина-пианист работают вместе. История каждого персонажа – на грани срыва. Перед каждым стоит проблема выбора, порождающая сомнения, отчаяние, требующая ответственности за сделанный шаг. Каждый герой чувствует себя жертвой собственного решения, но перекладывает вину за него на тех, ради кого оно было принято: мать, дочь, мужа и т.п.

Что хотел показать драматург Жан Ануй: то ли влияние войн и переломных моментов истории на судьбы и души людей, то ли считал, что война обнажает низменное в душах людских? Пусть об этом спорят литературоведы.

Пьесу ставят много, плодовитый французский драматург сумел закрутить ее так, что она дает много возможностей и для режиссера, и для актеров, но и много соблазнов, в которые стремятся окунуться и выплеснуть на зрителя современные театры новой России. Многозначность пьесы позволяет творить с размахом. Чего только не бывает в постановках «Оркестра»: и геи, и безумцы, и, простите, унитазы, и почти натуральные кишки, и шутки «ниже пояса»… Поэтому отправляясь на премьеру, откровенно скажу, опасалась: не хотелось портить своего впечатления о творчестве лицеистов. Но они виртуозно прошли по всем подводным камням и ни разу не поскользнулись, не скатились в пошлость.

Небольшое пространство сцены заполнено рационально – то ли лестница, то ли нотный стан, где у всех героев – определенное место. На спектакле точно – нескучно. Очень динамично обнажаются характеры в коротких диалогах и танцах на изломе то ли тела, то ли судьбы.

У всех всё плохо – с мужьями и женами, с родителями. «Где моя счастливая жизнь?» – вопрошает руководитель оркестра мадам Ортанс. Каждый персонаж упустил свое время, потерял что-то главное, и вот уже стремится «не оставаться наедине с собой» и выдает желаемое за действительное. Одна героиня уверена, что подруга пристает к ее возлюбленному, другая не сомневается, что она секс-символ, третья считает, что она хорошая дочь, но, слушая ее рассказ, мы понимаем, что она чудовище…

Актеры – Наталья Виташевская, Евгения Заднепровская, Наталья Коротаева, Анастасия Максименко, Дарья Оклей, Дарья Шпынова, Александр Боткин, Вячеслав Ерёмин, Алексей Осипов, Николай Пушкарёв, Евгений Трубкин – создают запоминающиеся, яркие образы. Все, что разворачивается на сцене, похоже на стриптиз без обнаженки, я бы сказала, – стриптиз душ человеческих.

Все движения отточены до предельной выразительности, еще бы – пластика давно уже стала фирменной «фишкой» Лицейского театра. Хореографу спектакля Ирине Горэ удалось создать такой ансамбль, где каждый персонаж сохраняет индивидуальность. Тщательно подбиралась музыка: от классики и танго – до балканских мотивов и голливудского джаза.

Постановку осуществила студентка пятого курса Театрального института имени Бориса Щукина Виктория Каминская, которая в качестве режиссера уже работала в московских театрах «Современник», «Экспромт», «Театриум на Серпуховке». Режиссер отметила, что спектакль рождался в творческом содружестве: многие идеи лицеистов удачно вписались в постановку.

Премьерные показы прошли под горячие аплодисменты. В спектакле, бесспорно, есть талантливое режиссерское решение и талантливое актерское исполнение, пластический рисунок и мысль «за кадром». Но у каждого зрителя есть право искать созвучие со своими мыслями, движениями души своей. Первое, что пришло после того, как схлынули эмоции, – цитата из классики: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека…».

Вскрываются пороки современного общества, а что предлагается взамен? Куда зовет спектакль зрителя?

 

Татьяна Журавок

«Красный путь», №25 (1161) / 28 июня 2017 г.