У лицейских собственная гордость – для них театр больше, чем театр

Итак, Лицейский театр за­вершил 25 мая 2000 года свой шестой сезон. Три из этих ше­сти закрывались в стенах изу­мительно изящного здания, без преувеличения, ставшего омской достопримечательно­стью. Символично, что бук­вально накануне последнего в сезоне театрального вечера сюда наведались столичные гости — участники Всероссий­ского фестиваля телевизион­ных программ о театре, веду­щие популярных телепрог­рамм на канале РТВ «Фрак народа» и «Театр + TV» — и были просто поражены уви­денным.

Судя по всему, визит этот будет иметь приятные для Ом­ска последствия. Вполне воз­можно, о Лицейском театре узнают и в других городах Рос­сии.

Но хотелось бы несколь­ко слов сказать о спектакле, которым театр попрощался со своим зрителем до 7 октября. Это дата рождения самого те­атра, и стало уже незыблемой традицией открывать новые сезоны именно в этот день. В такой приверженности и ува­жительности к собственной небольшой истории мне ви­дится перекличка с другими лицеистами — знаменитого царскосельского пушкинско­го набора. Действительно, пример, достойный подража­ния.

Теперь вернемся к вече­ру 25 мая. На сцене Лицейско­го театра — «Дама Привиде­ние» Педро Кальдерона де ла Барка, обозначенная в про­граммке как «сон с одним ан­трактом». Вероятно, самый романтичный и эффектный спектакль этого театра. Как тут не вспомнить извечную подростковую влюбленность во всех испанских идальго, благородных, гордых и стра­стных. Мантильи и веера темнооких красавиц с дуэньями и служанками. Звон шпаг, томленье взоров и тайные свида­ния. Уж не одно поколение девчонок и мальчишек взды­хало о возвышенной любви, о благородных поступках и верной дружбе. И надо заме­тить, впитав все это в себя с детства, они и выросли дос­тойными людьми, с цельными нравственными принципами и  основательными моральны­ми устоями. Как подобного не хватает сегодняшним мо­лодым!

Так что обращение к дра­матургу, одному из самых талантливых представителей испанского литературного барокко — это не только по­гружение в далекую от нас экзотику, но и мощный вос­питательный фактор и для самих актеров, и для зрите­лей. И те и другие молоды, живут в несклонном к санти­ментам технократическом обществе и особенно нужда­ются в здоровой романтике.

Бессмысленно переска­зывать сюжет «Дамы Приви­дения», он замешен на луч­ших принципах комедии-инт­риги, с подчеркнутыми трак­товками чести, верности дол­гу и даме сердца. Но нельзя не сказать об удовольствии, которое доставляет игра ли­цеистов. Умение выразитель­но и внятно произносить по­этический текст, безукориз­ненные манеры, которым не грех позавидовать и профес­сионалам, хорошо выстро­енные сражения на шпагах, умение носить непривычно пышные наряды. Это лишь беглое перечисление досто­инств артистов.

Центральный сюжетный дуэт спектакля — Дон Ману­эль (Вениамин Скосарев) и его слуга-пройдоха Косме (Олег Малицкий) — невероятная гамма человеческих отно­шений, прямо-таки магически действующая на зал. Две преле­стные подруги Донья Анхела (Ольга Маркина) и донья Беат­рис (Лидия Заломова), в кото­рых сразу влюбляются и зрите­ли. Братья дон Луис (Александр Каплин) и дон Хуан (Евгений Бабаш) — две полюсные личности, с интересным соединением льда и пламени. Умопомрачительная служанка Исавель (Софья Ткаченко) и скромница Клара (На­талья Мельникова).

По-испански стремительный ход событий в спектакле нашел свое решение остроумными хо­реографическими перебивками (Гурии—Мария Шпакова и Ирина Метлеченко). Даже вполне стату­арные Мавры (Василий Савинцев и Роман Буллер) вносят свой ко­мично-экзотический нюанс.

Так что отдадим должное постановщику этого очарова­тельного спектакля заслужен­ному артисту России Вадиму Ре­шетникову, получившему на не­давнем конкурсе театральных работ специальный приз жюри «Свое дело». И пожелаем теат­ру и его руководителю всегда идти по курсу творческих удач.

Л. Першина

«Новое обозрение», 31 мая 2000 г.