Тома Сойера научили петь в новом спектакле Лицейского театра

Новый, 19-й сезон в Драматическом лицейском театре открылся премьерой – спектаклем «T. S. Истории Одного Лета», созданного по мотивам «Приключений Тома Сойера» Марка Твена. История предприимчивого юноши превратилась в музыкальную драму с концовкой на манер классического фильма ужасов, а из декораций на сцене остались только две железные бочки и несколько досок. Режиссёр Евгений Бабаш рассказал о том, как и почему из спектакля получилось то, что получилось.

В новой истории главными действующими лицами, помимо Тома Сойера, выступают городские жители. Как рассказал режиссер спектакля Евгений Бабаш, такой вариант был придуман, чтобы несколько разнообразить классическую историю, которая всем давно известна по книгам, спектаклям и фильмам.

— Мы добавили несколько сцен и персонажей, которые появились в процессе репетиций. То есть мы постоянно придумывали, сочиняли, например: кто живет в городе? Гробовщик, матрос, вдова. Как их зовут? Чем они занимаются?

Так же постепенно появилась и музыка, которая звучит со сцены – американские духовные гимны, или спиричуэлсы, и песня из репертуара американской блюзовой певицы Нины Симон. Надо отметить, что все их актеры поют самостоятельно.

— Раньше ребята вообще не пели — они научились этому всего за год, за что спасибо нашему педагогу по вокалу, — рассказал Евгений. — Причем поют без инструментального сопровождения, акапельно, а это сложно даже для профессионалов. К тому же, это американская народная музыка, она чужда нам, и тем более подросткам.

Для некоторых актеров участие в спектакле стало первым выходом на сцену. Так, например, впервые перед лицом публики оказался сам Том Сойер с дамой своего сердца Бекки Тэтчер. И это действительно было заметно по слегка дрожащим голосам — но только первые несколько минут. Уже к середине спектакля ребята вполне вжились в роль жителей городка Санкт-Петербурга.

Если, кстати, у кого-то вызывает недоумение это название – нет, действие происходит не в России, просто у первых американских поселенцев была манера называть свои маленькие городки именем крупных мировых столиц. Так, за короткое время на территории штатов выросло несколько Петербургов, Парижей и Римов, многие с населением не более сотни человек.

Из декораций на сцене — только железные бочки, оставшиеся от предыдущего спектакля, и несколько досок, которые попеременно выполняют роль то забора, то строящейся церкви, а то и вовсе могильных плит. Минимум средств будит фантазию зрителей, – считает режиссер.

Несколько добрее стал главный злодей в истории – индеец Джо.

— В книге Марка Твена на нем висит около 10 убийств, он был таким абсолютным злом. Мы же сделали так, что он убил только одного человека, и то в состоянии аффекта.

На замечание, что в спектакле Джо создает впечатление человека, за которым числятся еще какие-то прегрешения, Евгении Бабаш ответил, что за ним на самом деле числятся… танцы — главного злодея играет балетмейстер театра.

Если кто-то помнит, как оканчивается оригинальная история – может смело это забыть, теперь финал стал достаточно страшным и сильно неопределенным, на манер классических фильмов ужасов.

— Финал появился недавно, около недели назад — идею для него предложили художники по свету и по звуку.

Спектакль позиционируется как детский, однако ряд сцен могут заставить некоторых зрителей в этом усомниться. Чего только стоит убийство доктора на кладбище, или попытка жителей города повесить невиновного человека! Тут хотелось бы сразу предупредить родителей – не надо волноваться! Достаточно сказать, что на предпремьерном показе ни в одной «страшной» сцене ни один ребенок не расплакался и не убежал, закрывая глаза руками. А мертвая кошка – разумеется, искусственная — каждый раз вызывала дружный смех юной публики.

В общем, не стоит паниковать. Если воспользоваться системой рейтингов американской киноассоциации, то спектаклю идеально подошла бы отметка G: «Допускаются зрители всех возрастов. Спектакль не содержит ничего, что большинство родителей могло бы посчитать неприемлемым для просмотра или прослушивания даже самыми маленькими детьми». Однако мы бы все-таки поставили отметку PG, которая означала бы, что смотреть спектакль рекомендуется в присутствии родителей. Но не потому, что в определенные моменты мамам придется закрывать глаза своим чадам, а потому, что, по словам режиссера, которые мы полностью подтверждаем — спектакль в первую очередь предназначен для семейного просмотра.

Так что детям мы рекомендуем брать за руку своих родителей и тащить их в Лицейский Театр, а родителям – обязательно соглашаться, а потом — знакомиться всей семьей с книжным вариантом приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна, если вы до сих пор почему-то этого не сделали.

Павел Креслинг

«Вечерний Омск-Неделя», №43 / 24 октября 2012 г.