Тем более что жизнь короткая такая

 

            В репертуаре Лицейского театра появился спектакль «Иллюзии» по известной пьесе Ивана Вырыпаева. Молодой режиссер Евгения Мальгавко поставила перед  собой, актерами и зрителями нелегкую задачу — разобраться в хитросплетении отношений двух семейных пар, проживших в браке более полувека. Учитывая погрешности в виде «оптического обмана» чувств и относительности всего сущего.

 

В шутку ли, всерьез, Вырыпаева называют главным драматургом современности. Действительно, он одним из первых заговорил о многих вещах, в ней присутствующих. Когда-то он открыл нам и новый способ театрального изложения, да и, в принципе, существования актеров на сцене, предлагая не спектакль-игру, а спектакль-рассказ. Но если его ранние пьесы («Кислород», «Бытие №2») звучали как откровение и были наполнены горячностью мятущейся души, то по мере отделения автора от родной почвы (в последнее время Вырыпаев пишет по заказу европейских театров) драматургические тексты стали напоминать записи научных опытов или лекции-проповеди. «Иллюзии» — из этого числа.

Наверное, поэтому спектакль лицеистов холоден и условен. Актеры рассказывают о своих героях, все время оставаясь как бы на расстоянии от них, вглядываясь в них. Изучая. Поэтому нет грима, нет смены одежды. Старость обозначается шаркающей походкой и согнутой поясницей. Актрисы не расстаются с туфельками на высоких каблуках, а умирающий герой легко вскакивает с постели, чтобы изобразить себя двадцатилетнего, летящего на первое свидание.

Как уже было сказано, в спектакле две семейные пары: Денни (Алексей Осипов) и Сандра (Светлана Позднякова), Альберт (Евгений Хохлов) и Маргарет (Евгения Заднепровская). Парни дружили со школы, а когда Денни познакомился с Сандрой, Альберт был уже женат. Они прожили счастливую, как им казалось,  жизнь, дружа уже семьями. И буквально на закате ее вдруг выяснились странные вещи, ставящие под сомнение все прошлые уверенности.

Однажды, чувствуя, что умирает, 82-летний Денни позвал к постели Сандру и в долгой, выспренной речи поблагодарил жену за ее любовь, которая помогла ему стать лучше, уберегла от многих соблазнов. В картинке из прошлого мы вскоре увидим, как Денни всегда отчаянно желал Маргарет. Когда приближение конца почувствовала Сандра, она позвала Альберта и в том же возвышенном тоне призналась, что с первого взгляда полюбила его, но он был женат, и она вышла замуж за Денни. Тогда и Альберт вдруг понял, что всю жизнь любил другую женщину, а не свою жену. Впрочем, свою он тоже любил, но как-то по-другому. И Маргарет не остается ничего иного, как придумать свою длительную связь с Денни. Ее рассказ звучит жестоко. Она намеренно причиняет Альберту боль, потому что в этот момент невероятно больно ей самой. У Евгении Заднепровской самая трагическая роль – ее героиня добровольно уходит из жизни, потому что теряет смысл существования, перестает понимать, как устроен мир. Он рушится на ее глазах, и опереться больше не на что. «А ведь должно же быть какое-то постоянство в этом переменчивом космосе». Иллюзии мужа (или ее собственные?) становятся для нее смертельными.

Так что же есть иллюзия – та любовь, что была с тобой всю жизнь или новое неожиданное чувство, верность жены и друга или их предательство? Как и пьеса, спектакль полон неожиданных провокаций. Это словно игра в «кручу-верчу, запутать хочу». На сцене нет ничего лишнего, потому что главное – эти четверо, испытатели и подопытные одновременно. Вместе с ними зритель призван мучительно думать над вопросами, которые наверняка возникали в жизни каждого, и не находить ответов.

Хотя ответ, в принципе, очевиден. Любовь – самая большая иллюзия на свете. У нее столько обличий и… оттенков. Ее легко пропустить или спутать с чем-то. «Все в юности мечтают о любви, и, когда не находят, соглашаются, что ее нет, что это только литературный вымысел, — говорит Альберт. – И тогда мы женимся на том, кто под рукой, и потом живем с ним или с ней всю жизнь, думая, что вот это и есть все, на что способно человечество». Ничто так не иллюзорно, как наши чувства, которые порой не реальнее летающей тарелки. И мы сами не всегда знаем, чего хотим.

Режиссеру Евгении Мальгавко, которая лучше разбирается в поколении интернета (взять хотя бы спектакль «Контакт»), конечно, еще не хватает и житейского, и творческого опыта. Она работает с подростками во второй студии Лицейского театра, и «Иллюзии» — ее первый выход на взрослую аудиторию. Поэтому постановщик где-то не замечает многослойную философичность пьесы, и тогда спектаклю начинает не хватать глубины, он превращается просто в набор силлогизмов и трюков, в том числе пластических (хореограф Ирина Горэ). И все же по окончании его приходит, наверное, главное понимание: наши заблуждения – обоюдоострая вещь. Не стоит ранить ими своих близких. Ведь холодный космос огромен, а жизнь коротка. Даже если ты доживаешь до девяноста.

 

            Эльвира Кадырова

«Омская муза», №46 / 2018 г.