Сложные ощущения

Премьера в Лицейском театре

Не так просто рассказать о новой постановке Лицейского театра «Ощущение Бороды» – за два часа на сцене слишком многое меняется. Начинается всё с симпатичной блондинки в вызывающе коротких шортиках и двух комичных рыбаков, а заканчивается тотальным бунтом и полетом на сломанных крыльях. В промежутке между этими событиями тоже нет никакой стабильности – что может стать проблемой для зрителя.

Прекрасная юная дама, столичный литературовед, приезжает в глухую провинцию к знакомому художнику, то ли в надежде на некое романтическое приключение, то ли просто для близкого знакомства с Русью сермяжной – и сталкивается с тем, что художника нет дома, зато есть его жена, язвительная и бойкая дама. Вскоре возвращается и сам муж – казалось бы, перед нами зачин типичной комедии положений в деревенских декорациях, благо и остальные необходимые элементы на месте: поп на велосипеде, веселенький народ, атмосфера нарастающей пьянки и местный дурачок. Но довольно скоро настроение спектакля несколько меняется: сквозь тьму и туман зрителю являются мрачные силуэты загадочных существ, то и дело слышен звук, который вроде бы издаёт чудовище с болот, а ближе к концу один из героев устраивает поножовщину и весь окровавленный уезжает в столицу учиться на поэта.

Неизменными остаются только декорации, которых здесь минимум – грубо сколоченный деревянный стол, периодический меняющий свои функции, и пара мостков, выпрошенных, к слову, во время репетиций на ближайшей к театру стройке. Разве что в первом акте на сцене ненадолго развешивают белые простыни, а во втором на минутку выкатывается троллейбусное сиденье.

Каждая сцена спектакля представляет собой чуть ли не отдельный жанр в спектре от мюзикла и сказки о привидениях до бытовой драмы и чего-нибудь ещё – и каждая сделана хорошо. Чего стоит эпизод, где  девушки, пытаясь вызвать ливень, поют невероятной красоты народную песню, под аккомпанемент чугунков и прочего бытового лома – и действительно его вызывают: прямо на сцене начинается настоящий дождь, особенно прекрасный в своём звучании. Покоряет харизмой князь, то ли живой, то ли мертвый, но не забывающий угостить зашедшую даму бокалом мозельского. В техническом плане вопросы вызывает лишь пара моментов – когда зрители начали дружно перешептываться, не расслышав одну из реплик, или когда в финале тонет в музыке важный для сюжета рассказ диктора об обнаруженных на грузовиках ОМОНа следах когтей, копыт и клыков неизвестного животного гигантских размеров.

Пьеса Ксении Драгунской, по которой поставлен спектакль, являет собой некоторый набор отрывочных фрагментов, которые не так просто соединить между собой. Постановка Евгения Бабаша не стала дословным пересказом текста, но конкретно эту черту сохранила: не факт что череда ярких и разнообразных эпизодов сложится в голове в целостную картину, но попытаться стоит – даже если не получится, останется некоторое приятное ощущение.

Павел Креслинг

«Вечерний Омск», №10 / 5 марта 2014 г.

http://omskgazzeta.ru/kultura/slojne_ochshuchsheniya/