Серпентарий в омском театре

Пятого июня в Лицейском театре состоялась премьера спектакля «Оркестр», в основу которого легла пьеса французского драматурга Жана Ануя.

Режиссером постановки выступила 26-летняя Виктория Каминская, выпускница Театрального института им.Б.Щукина. В портфолио режиссёра «Оркестр» — уже не первая работа.

Жан Ануй писал «Оркестр» в 1959-м году на излете своей творческой карьеры, когда успех уже был в прошлом, и каждая последующая пьеса становилась отзвуком того, что было написано ранее. Драматург вновь приглашает своего читателя окунуться в творческую среду. Перед нами – коллектив музыкантов, развлекающий публику в баре одного небольшого курортного городка. Кстати, мать Ануя была скрипачкой, она часто брала сына с собой на концерты. Поэтому Жану с малых лет было хорошо известно, что творится за кулисами. Известно, что улыбки на лицах музыкантов нередко фальшивы, что согласованность у членов оркестра зачастую только на сцене, а за кулисами – взаимная неприязнь, что публика для них подчас предмет для насмешек. Именно такой «театр уродов» предстает перед нами в пьесе «Оркестр». Критики отмечают, что для поздних произведений Ануя характерна мизантропия, персонажи становятся еще более условными, более гротескными.

Робкий и заикающийся пианист Леон, оказывается, с трудом выносит своих жену и любовницу, хотя делает вид, что все хорошо. Скрипачка Памела бегает от одного мужчины к другому, забросив в деревне свою маленькую дочь. Виолончелистка Сюзанна, страдающая от неразделенной любви, регулярно утраивает скандалы и ставит под угрозу работу оркестра. На сцене мы видим настоящий серпентарий, где шесть женщин постоянно ругаются, выясняют отношения, жалуются на свою жизнь, вовлекают в склоки двух оркестрантов-мужчин.

«Для меня эта пьеса Ануя прежде всего о лицемерии, когда мы говорим одно, делаем другое или говорим не то, что мы на самом деле чувствуем. Эта пьеса о том, как люди, работающие в творческих сферах, перестают ощущать духовность этой профессии. Перестают замечать то, для чего они пришли в мир искусства. Тут представлены узнаваемые типажи – это те люди, против которых я как режиссер восстаю. Восстаю против такого отношения с родителями, с детьми, со своими любимыми людьми. В этой пьесе у Ануя нет положительного героя. Я считаю, что хорошее есть у всех, но многие даже не хотят вытащить его наружу и попытаться это развить. Ведь намного проще жить в придуманном, лицемерном мире», — поделилась режиссер.

Одной из интересных фишек «Оркестра» стало добавление пластических номеров. Персонажи в спектакле не играют на музыкальных инструментах, а отчасти являются ими самими.

«В пьесе Ануя много гипертрофированности, а это требует не бытовых решений в постановке. Если кто-то видит на сцене женскую истерику или слышит нудный рассказ о проблемах, вряд ли он захочет на это долго смотреть. Мы пытались найти варианты, как подать такие женские рассказы, чтобы было интересно. Поэтому в нашем спектакле много пластических моментов», —  поделилась Виктория Каминская.

В новом спектакле зритель увидит и корифеев Лицейского театра, и новых актеров, недавно приятых в труппу. Правда, вторые пока значительно уступают первым. Одна из самых лучших ролей в «Оркестре» принадлежит Дарье Оклей, исполняющей скрипачку Патрицию. Также прекрасная роль у Анастасии Максименко, которой досталась роль скрипачки Памелы. В этих героинях чувствуется легкость и самоирония, чего иногда не хватает в данном спектакле.  Не слишком удачный кастинг в отношении виолончелистки Сюзанны и флейтистки Леоны. Истеричную и экзальтированную Сюзанну, склоняющую своего любовника на самоубийство, исполняет мягкая и нежная Наталья Коротаева. Что касается Леоны, то это единственный персонаж, которому Ануй в своей пьесе сразу дает внешнюю характеристику – немного сгорбленная. Женщина-тень, потерявшая родных людей на войне. Эта роль досталась молодой актрисе Дарье Шпыновой – энергичной, обладающей живой мимикой и изящной пластикой. В «Оркестре», где все строится на характерах персонажей, важно точное попадание актера – и по темпераменту, и по пластике, и по фактуре. Поэтому время от времени на сцене чувствуется диссонанс.

В целом в новом спектакле Лицейского театра много симпатичных моментов, чувствуется серьезная работа хореографа, декоратора, режиссера. Но это как раз та постановка, к которой удачнее всего подходит фраза «на любителя». Она может вызвать как бурные положительные эмоции, так и не затронуть ни одной струны.

Екатерина Шишикина

«Ваш Ореол», №24 / 14 июня 2017 г.