Ракурс счастья

В 16 лет ее не взяли на режиссуру. Педагоги ГИТИСа сказали: «Режиссер должен объяснять, как жить. Вы сможете это в свои шестнадцать?». Она поступила в ГИТИС на факультет музыкального театра, стала актрисой мюзикла, но спустя несколько лет все же получила режиссерский диплом театрального института имени Щукина. Сегодня 28-летняя Виктория Каминская ставит уже второй спектакль в омском Лицейском театре. Первый — «Оркестр» по пьесе Жана Ануя — критики признали лучшим спектаклем 2017 года на областном конкурсе «Лучшая театральная работа».

Теперь режиссер репетирует с лицеистами «Трамвай «Желание» по Теннесси Уильямсу. Еще выше творческие амбиции, еще сложнее профессиональные задачи. Премьера назначена на 26 июня.

— Я всегда хотела быть режиссером. Моя мама около тридцати лет назад создала в Иркутской области любительский театр «Экспромт». В детстве мне больше всего нравилось сидеть с ней в режиссерском кресле. «Экспромт» — не просто коллектив, это театр-дом, и Лицейский мне его многим напоминает. Здесь содружество людей, которые занимаются своим делом по большой любви.

В роли «деспота» 

— Как вы познакомилось с омским театром?

— Два года назад мы проводили здесь творческий фестиваль «Новая волна на Иртыше». Я выступила в качестве соучредителя и члена жюри. Открыли тогда, кстати, много талантливых ребят, которые отлично поют. А потом Сергей Родионович (Тимофеев — художественный руководитель театра — прим. ред.) предложил сделать спектакль с лицеистами, полностью доверил мне сотрудничество с ребятами, создал все условия и никогда не вмешивался в творческий процесс. Я давно хотела поставить Ануя, и он согласился с моей идеей. Пьеса яркая, с большим количеством женских ролей и близкая мне. Я в тот момент заканчивала учебу на режиссерском, и этот спектакль стал одним из моих первенцев на профессиональной сцене. У нас здесь все сложилось, и поэтому я приехала снова. Энергетика в Лицейском особая, тут все как будто само начинает идти.

— То, что ваш спектакль был признан лучшим среди всех омских театров, вас порадовало?

— Я скорее порадовалась за артистов. Для них это важно — еще раз подтвердить, что они молодцы, что работали и сделали все, что я просила. Значит, у нас сложилась хорошая цельная история, и это заметили другие. У нас ведь был эксперимент, правда, я сама узнала об этом только на худсовете, когда принимали спектакль. На постановку мне дали один месяц и неделю. Нормально, я всегда так работаю. Но во время репетиций я видела, что с артистами происходит что-то не то: нервничают, паникуют, порой срываются. Я тогда все на актерскую капризную природу списала. И только накануне премьеры мне сказали, что в театре обычно над постановками работают долго, по несколько месяцев. Так что работа со мной для артистов стала чем-то вроде разрыва шаблона. Им было сложно, но интересно.

— На «Трамвай «Желание» у вас тоже чуть больше месяца. Трудности повторяются?

— Материал, конечно, сложнее, объемнее. Но со мной почти все те, кто работал в прошлый раз, так что им уже привычно. Ставлю им не знакомые раньше задачи, например, выучить текст до моего приезда. Для них это новый опыт, но ребята справляются. Не раз приходилось слышать от артистов: «Что вы с нами делаете? Вы деспот!». Наверное, я в каждом театре становлюсь «деспотом», требую жесткой дисциплины, скорости работы, но по-другому хорошего спектакля не сделать.

Амбиции и ответственность 

— Услышать отказ взять вас на режиссерский курс в 16 лет было, наверное, обидно? 

— Да нет, я взвесила слова педагогов и подумала: я действительно знаю маловато для того, чтобы учить жизни даже своих сокурсников, которые всего на несколько лет старше меня. Чтобы не терять время, я поступила на факультет музыкального театра, начала учиться актерскому мастерству по специальности «артист мюзикла». В 2012 году мама собралась со своим коллективом на Байкал, на остров Ольхон, где уже много лет проходит международный фестиваль «Сибирская рампа». За два месяца она позвонила мне и сказала: «Не успеваю сделать спектакль, прилетай и помогай!». Мы его доделали и повезли на Ольхон. После показа я подошла к Вячеславу Терещенко, педагогу из Щуки, и просто решила проверить, как профессионалы мои силы оценивают, достойна ли работа разговора или лучше про все забыть. В ответ я услышала: «А почему ты еще не поступила?». Ну я собралась и поступила на курс к Юрию Еремину, главному режиссеру театра Моссовета. Пока учились, мы вместе с друзьями делали разные постановки, снимали ангары в киностудии «Амедиа», устраивали всякие эксперименты.

— А сейчас хочется экспериментировать?

— Хочется заняться Тургеневым. Давно вынашиваю замысел «Отцов и детей», уже начала ставить спектакль в своей голове. Вдруг когда-нибудь мне представится возможность поработать в театре Вахтангова, как я мечтаю? А у меня уже готовый спектакль будет (смеется). Насколько люди разных поколений сегодня могут понять и принять друг друга? Интересно поговорить об этом. О любви интересно поговорить. В принципе, у меня все, что я делаю в театре, — о любви. Просто нюансы разные. Под каким углом позволяют это персонажи, под таким я и рассматриваю любовь и счастье.

— Постановка в театре Вахтангова — амбициозная мечта, ответственная…

— Во-первых, этот театр — мои родные пенаты, я же выпускница Щукинского, и, конечно, мне хотелось бы однажды поработать в нем. А во-вторых, нужно регулярно чистить свой мозг от рамок и шаблонов: «я никогда не стану богатым», «бизнес не для меня», «режиссер с мировым именем — это нереально». Два года назад я попала в реанимацию, переосмыслила свою жизнь и удивилась, как мало сделала из того, о чем мечтала. Я как будто поставила жизнь на паузу. Стало очевидно, что, если так будет дальше продолжаться, мои самые лучшие, юные, здоровые годы пройдут впустую. Я начала искать новые постановки, занялась саморазвитием, спортом, изменила питание. И как только настроила себя на новые задачи, ко мне вдруг стали приходить самые разные предложения. Это как закон: ты растешь и мир начинает открывать перед тобой совершенно другие возможности. Одна частная компания предложила даже записывать для нее мантры и медитации. Поэтому сейчас в моей жизни много всего и еще больше хочется. Недавно в московском театре «Этериус» вышел мой мюзикл по видеоиграм «Сон у красной горы». Получился спектакль в эстетике «Игры престолов». Автор и композитор написали сценарий, классную музыку, тексты песен. Очень интересный опыт.

Самое дорогое, что есть 

— Чем еще вы занимаетесь, кроме театра?

— Много читаю книг по бизнесу, психологии, саморазвитию, занимаюсь языком. Потихоньку практикую лайф-коучинг. Люди, попавшие в непростые жизненные обстоятельства, обращаются за психологической поддержкой. Я сама прошла через многое и знаю, как помочь другим. Кроме того, сейчас я учусь на спортивного нутрициолога. Решила не тратить деньги на диетологов и самостоятельно разобраться в системе питания. В августе должна защитить диплом. А еще скоро я открываю свою онлайн школу по речи. Давно хотела совместить бизнес и возможность приносить пользу людям. К тому же работа в онлайн-формате позволит мне больше путешествовать. Хочу делиться своим опытом, мотивировать людей. Я поняла, что важно каждое утро напоминать себе, куда ты идешь. Это повышает качество твоей жизни, дает силы заниматься любимым делом. Ведь в конечном итоге все, что я делаю вне театра, я делаю для того, чтобы существовал он. Театр — самое дорогое, что у меня есть. Осознав все это, я начала по-другому читать пьесы, по-другому работать с артистами. «Трамвай «Желание» в Омске — это мой первый спектакль, который я ставлю с кардинально другим мироощущением.

— О чем будете говорить со зрителем?

— О том, к чему может привести человека отсутствие внутренних опор, об инфантильности. В этом есть и обратная сторона: люди привыкают к тому, к чему привыкать нельзя, и не хотят видеть дальше своего носа. Подавляющее большинство считают, что никогда не станут успешными. Но дело в том, что они просто не сильно этого хотят. Ответственность за свои неудачи всегда легче переложить на других, а для себя найти оправдания. На примере общества Нового Орлеана мы хотим показать, как это происходит. Хотим поговорить о том, что может сделать человек, чтобы вырваться из замкнутого круга. Готов ли он понять другого или будет просто насаждать свое? Готов ли он любить. Словом, на что он готов, чтобы быть счастливым.

 

Беседу вела

Валерия Калашникова

«Четверг», 6 июня 2019 г.