«Равнодушный красавец» не оставил равнодушными зрителей. Многие узнали себя

В Лицейском театре не только показали спектакль, но ещё и обсудили его с профессиональными психологами

Что такое любовь, созидает или разрушает это чувство, о чём вообще пьеса Жана Кокто «Равнодушный красавец» и что хотели этой постановкой рассказать своему зрителю «лицеисты»?

До сих пор – а спектакль идёт чуть больше года – каждый уносил эти вопросы с собой и, как мог, сам искал на них ответы. Но два воскресенья подряд  в театре обсуждают со зрителями – что они увидели, почувствовали, может, сделали какие-то выводы. Первый такой разговор состоялся 5 февраля. На нём присутствовали в том числе и профессиональные психологи  (они приглашены и на 12-е).

 

История из жизни

«Равнодушный красавец» написан Жаном Кокто специально для Эдит Пиаф и о ней самой, о её любви. Но это не просто любовь, это зависимость, когда один любит до умопомрачения, а второй принимает эту любовь и позволяет себя любить, но при этом ведёт себя так, как считает нужным.

«Равнодушный красавец» — это крик: «Ну поговори же со мной, обними меня, не отталкивай, ведь я так нуждаюсь в тебе!». Увы, этот крик – а в Лицейском это крик вербальный и невербальный (в постановке хореографа Ирины Горэ) раздаётся в пустоту: красавец (Александр Боткин), уткнувшись в газету, не желает отвечать, он отгораживается от той, что ждёт его долгими ночами, этой газетой и своим молчанием…

 

Наш «красавец»

Впрочем, в Лицейском театре герой Боткина молчание всё же прерывает. Собирая вещи, он разражается монологом из пьесы Джерома Килти – «Милый лжец». Он говорит о том, что и хотел бы сказать правду, да не может. И обращается к зрителю: «А кто из вас не лжёт?».

Спектакль идёт чуть меньше часа и требует от актёров большого напряжения, ведь играть тут надо, как говорится, на разрыв души. Они так и делают, и, по словам Дарьи и Александра, получают от этого свой актёрский и человеческий кайф. «Актёрская природа требует таких экспериментов над собой, я с удовольствием взялась за эту роль», — говорит Дарья Оклей. А Александр Боткин добавляет: «Это и по-человечески полезно — выплеснуть эмоции».

 

Зрители не согласны

После просмотра профессиональный психотерапевт Дмитрий Четвериков разложил по полочкам понятие любви и рассказал, что любовь имеет три компонента: социальный, сексуальный и эмоциональный. И такую сильнейшую эмоциональную зависимость, которая показана в «Равнодушном красавце», испытывает всего лишь 35% людей и только один раз в жизни. Мимо остальных эти эмоции проходят, и, может, где-то это и хорошо, потому что такая зависимость на самом деле лишает воли и не поддаётся какому-либо рациональному объяснению.

Кстати, по словам профессора, если женщины из таких отношений могут выйти относительно благополучно и со временем найти замену своей привязанности, то мужчины переживают разрыв с зависимостью гораздо хуже: через наркотики, алкоголь и даже попытки суицида.

Профессор назвал третью часть спектакля, то есть монолог героя о лжи, лишней. «Мы увидели трагедию женщины в первой части – в танце, в том, как она ждала и переживала, не произнося ни слова. Во второй части мы услышали «вынос мозга» и увидели разрыв. Третья часть была тут не нужна», — сказал Четвериков.

 

Эту точку зрения, соглашаясь, впрочем, что увидели и узнали в том числе и себя в героине постановки, поддержали и многие зрительницы.  Те, кто посчитал нужным высказать своё мнение, говорили, что лучше бы мужчина всё-таки молчал весь спектакль, как и было в оригинале у Кокто. Но, с другой стороны, героиня Оклей – не певица, как в оригинале, а танцовщица.

«Это конец отношений, которые,  возможно, были когда-то счастливыми, — поделилась режиссёр Лилианна Белявская. – Но это не пример для подражания, это скорее пример, как не надо строить свои отношения».

 

В общем, правильно ли поступил режиссёр – решать ему, каждый вправе отстаивать собственную точку зрения. Но в том, что спектакль удался и нужен омскому зрителю, нет никаких сомнений.

 

Кстати:

Дарья Оклей за роль в спектакле «Равнодушный красавец» стала лауреатом премии народной артистки РСФСР Т. А. Ожиговой «За лучшую женскую роль» в областном конкурсе «Лучшая театральная работа-2015». А в конце февраля 2017-го Лицейский театр везёт этот спектакль на Международный фестиваль спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА» в Челябинске.

 

Ольга Коробова

«Аргументы и Факты в Омске», №6 / 8-14 февраля 2017 г.

http://www.omsk.aif.ru/culture/ravnodushnyy_krasavec_ne_ostavil_ravnodushnymi_zriteley_mnogie_uznali_sebya?from=main