Пьесу о женском одиночестве и мужском эгоизме поставили в Лицейском театре  

 

1 декабря на сцене Лицейского театра состоится премьера спектакля «Равнодушный красавец», чей жанр определен как «два монолога в стиле модерн». В основу спектакля легли пьесы известного французского модерниста Жана Кокто.

Как только не называли Жана Кокто современники: и «человек-оркестр», и «принц поэтов», и «enfant terrible» (англ. – несносный ребёнок)… Известный культурный деятель XX века, оставивший след в художественной жизни как Франции, так и всего мира, наполнял свои произведения реалиями времени и бесконечными аллюзиями. В Лицейском театре к творчеству французского писателя, поэта, драматурга, художника и кинорежиссёра Жана Кокто подошли смело: объединили две монопьесы «Равнодушный красавец» и «Лжец». Благодаря такому режиссерскому замыслу в спектакле звучат два откровенных монолога: женский и мужской.

 

Вечная драма

Персонажи пьесы существуют на сцене как будто параллельно: равнодушный красавец не слышит свою подругу, которая в ответ не хочет понимать откровения заядлого лжеца. Взаимодействие героев происходит лишь в пластических зарисовках. Именно хореографический план в спектакле создает уникальную, глубокую атмосферу, которая преумножает смыслы монологов и наглядно иллюстрирует страсти, страхи и отчаяние которые, бушуя, сменяют друг друга в душе главной героини.

Хореограф спектакля Ирина Горэ, кажется, очень глубоко прочувствовала и текст, и музыку и предложила исполнительнице главной роли Дарье Оклей пластическую партитуру насыщенную, быструю, энергичную, разрушающую. Именно благодаря танцу в спектакле создается впечатление нагнетенной, острой атмосферы, воздуха, который захочется «резать ножом», и нож обязательно появится в руке героини…

Спектакль рассказывает о простом: женщина ждет своего мужчину поздно ночью, а дождавшись, пытается рассказать ему о своих переживаниях, в ответ не получая ни слова. Он больше увлечен газетой, нежели её душевными излияниями.

Автор пьес Жан Кокто славен своим невероятным пониманием женской природы, и в его текстах казалось бы банальная женская истерика превращается в вечную драму, которая отзывается во глубине веков, наводя на ассоциации с Пенелопой, годами ждущей своего Улисса.

 

Французский стиль

Текст Кокто в высшей степени образец французского искусства: филигранно простой, несколько бытовой, но близкий и глубокий, наполненный тончайшими метафорами. Отлично атмосферу именно французского стиля создают в спектакле и скромные декорации. Героиня живет в соседстве с огромными часами, располагающимися в черно-белом пространстве. Стрелки этих часов буквально становятся ножами, которые готовы вонзиться то в несчастную женщину, то в равнодушного мужчину.

Кажется, что именно такие камерные спектакли с минимальными выразительными средствами как нельзя лучше подходят для сценического пространства Лицейского театра. На сцене, которая сама по себе являет какую-то уникальную атмосферу этого театра, хочется подробно и неспешно разглядывать актерские работы и Дарьи Оклей, и ее партнера Александра Боткина.

Спектакль получился очень женский, чувствуется крепкий, состоявшийся тандем режиссера Лилианны Белявской, хореографа Ирины Горэ и актрисы Дарьи Оклей. Что касается мужского персонажа, того самого равнодушного красавца, вынесенного в название спектакля, его ответ эмоциональной буре обиженной женщины перечеркивает финал Кокто (монолог героини по замыслу автора должен остаться без ответа) и приводит историю к новому рубежу, когда все слова сказаны, а герои могут обрести свободу. И после такого взаимного обнажения душ героиня вырывается из плена страстей и разочарований, и видит новое будущее, наполненное белым светом.

Два монолога в стиле модерн, определенно, украсят репертуар Лицейского театра. Появление этого «европейского» спектакля в Омске стало возможно благодаря дружелюбному отношению художественного руководителя Лицейского театра Сергея Тимофеева к начинающему режиссеру Лилианне Белявской. Спектакль вырос из эскиза, поставленного в прошлом сезоне в качестве дипломной работы Лилианны, выпускницы Санкт-Петербургского государственного института культуры. Особое обаяние есть в работе начинающего режиссера и вечно юного Лицейского театра.

Лицейский театр пригласил в гости правообладателей пьес «Равнодушный красавец» и «Лжец» — Комитету Жана Кокто в Париж были высланы пригласительные на премьеру омского спектакля.

 

Екатерина Кулакова

«Аргументы и Факты в Омске», 2 декабря 2015 г.

http://www.omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/pesu_o_zhenskom_odinochestve_i_muzhskom_egoizme_postavili_v_liceyskom_teatre