Премьера в Лицейском: «Еще раз про любовь»…

 

Лицейский театр 14 ноября представил спектакль по одноименной повести Эдварда Радзинского. Постановщик – молодой режиссер Руслан Шапорин. Получилась современная и актуальная работа, правда, не столько о любви, сколько о соотношении правды и фальши в художественном произведении. Спектакль демонстрирует целый букет модных веяний современной сцены. Тут и «интерактив», когда актеры напрямую общаются с залом, провоцируя его на эмоциональную реакцию, и «параллельное повествование», когда сюжет одновременно идет в настоящем и в прошлом, и другие актуальные приемы современного театра. Что, в общем-то, похвально, радует и не дает зрителю скучать.

Сюжет вращается вокруг повести малоизвестного драматурга, который отстаивает право на свое видение у режиссера, вернее, у стоящей за ним коммерческой машины. Все это повторяет историю, когда-то случившуюся в реальности со сценарием Радзинского (если заменить слово «коммерческая» на «чиновничья»), разгромленным редкомиссией «Госкино» за «пошлость и аморальность». Режиссеру Георгию Натансону потребовался целый год, чтобы переубедить ханжей от кино, прежде чем ему разрешили приступить к работе. В итоге, как известно, получилось культовое советское кино с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым в главных ролях.

Впрочем, теперь вся эта история перенесена в наши дни. Новые претензии к главному герою состоят в чрезмерной «литературности» его детища, которое предлагается упростить. Воплощена эта идея очень выпукло: зрителя на полтора часа окунают в атмосферу бодрого безумия, царящего на съемочной площадке. Во всем этом прочитывается некий гипертекст – прием постмодернистского театра, «история в истории», что также выделяет работу на фоне прежних постановок режиссера. Хочется отметить хорошее проживание роли Натальей Целевич, игравшей возлюбленную главного героя, а также актерский ансамбль в целом.

Мы наблюдаем явный рост режиссера – каждая постановка Руслана Шапорина сложнее и интереснее предыдущей, что не может не внушать известные надежды. В результате театрального эксперимента, определенного автором, как «поиск жанра», получилась жесткая и графичная история о художнике и ремесле, которая, кажется, не должна оставить равнодушными омских театралов и  ценителей хорошей литературы.

 

Ренат Атаев

http://www.molodoy.info/, 16 ноября 2010 г.