Похищение с подлогом

Лицейский театр 22 декабря пригласил зрителей поучаствовать в расследовании. Сказку «Исчезновение принцессы Фефёлы III» по пьесе Ларисы Титовой и Александра Староторжского поставил артист театра Алексей ОСИПОВ.

 

Сложности выбора

Ныне являющийся студентом режиссёрского факультета Театрального института им. Б. Щукина, Осипов сумел сотворить, пожалуй, одну из самых интересных сказочных постановок в репертуаре Лицейского театра. Спектакль режиссера-дебютанта предельно динамичен, мизансцены наполнены юмором, а сценическое решение нетривиально. Первым шагом к успеху стал выбор драматической основы спектакля: не будет удивительным, если фразы персонажей истории публика расхватает на цитаты.

— В мае ко мне подошел Сергей Родионович (Тимофеев, худрук Лицейского театра – прим. ред.) и попросил поставить сказку. Дал задачу сделать мобильный спектакль: пять человек, минимум декораций, — рассказывает Алексей. – Это моя первая работа, и к выбору драматической основы я подошел предельно серьезно. Материал искал долго: сложно найти пьесу на четыре-пять артистов, чтобы она при этом была интересной и сказочной. Составил себе шорт-лист из сотни пьес, выбирал везде: сказки стандартные и нестандартные, сказки народов мира, русские и сибирские… Найти материал было сложно еще и потому, что в пьесах много чернухи: авторы пытаются сделать стереотипную сказку, вытягивая ее за счет современных словечек. Но этот жаргон мне не хотелось использовать. Дети все-таки приходят в театр, жаргона им хватает и в интернете.

 

Бандит в юбке

Сказка «Исчезновение принцессы Фефёлы III» начинается со знакомства зрителя с главной героиней истории. Принцесса эта – далеко не Диснеевский нежный персонаж. Фефёла (актриса Светлана Позднякова) избалована и капризна, она грубит фрейлине (Дарья Калмыкова, Анастасия Максименко) и своим поведением оттолкнула всех женихов.

Проблема отсутствия претендентов на руку царственной и вредной особы толкает последнюю на подлог: скрыться в лесу, выдать себя за похищенную Колдуньей (Татьяна Притуляк, Дарья Мегдан) несчастную принцессу и пообещать руку, сердце и полцарства избавителю. Придуманный фрейлиной план приводит к непредсказуемым последствиям в виде появления новых персонажей истории: голодного разбойника (Евгений Хохлов, Юрий Щадукин) и «человека из народа», крестьянского сына Мефодия (Сергей Кривцов). Каждому из них отведена значительная роль в этой озорной истории.

 

Избушка из «желе»

Озорства тут хватает не только в действии, но и в решении декораций и костюмов персонажей – кстати, и тем и другим тоже занимался Алексей Осипов. Так, разбойник у Осипова, видимо, из числа бывших интеллигентов: одет в пиджак и умеет обращаться с дамами; бандитка демонстрирует свой титул принцессы пышной розовой юбкой, но в соответствии с характером носит кроссовки и асимметричную прическу; волосы Колдуньи заколоты куриной лапой, а желая принарядиться, ведьма меняет столь необычный аксессуар на пышный цветок из перьев.

— Когда размышлял над декорациями, пришла идея завязать спектакль на картонных втулках и использовать ткань бифлекс-трикотаж. В итоге получилось, что стены замка принцессы и избы колдуньи тянутся – в этом есть какая-то магия, этакие желеобразные декорации, — рассказывает Алексей. – Спектакль получился достаточно мобильным: изба у нас разбирается обычным шестигранным ключом, пять минут – и она в сложенном виде. Мы не ставили цель делать выездной спектакль, но если в дальнейшем возникнет такая необходимость, думаю, что он способен поехать. Вся проблема в том, что в этой сказке многое решает свет: чтобы  эти картонные втулки играли свою роль – деревьев, трона, крыши – нужно дать определенный ракурс света. Поэтому на улице, например, сыграть «Исчезновение принцессы Фефёлы III» было бы проблематично, несмотря на мобильность декораций и небольшое число артистов.

Новый спектакль получился в определенном смысле артистическим: помимо идеи костюмов и декораций от актера-режиссера Осипова здесь используется музыка актера-композитора Коротаева. Театр выпустил спектакль в преддверии Нового года, но сказка не привязана к зимним праздникам и войдет в постоянный репертуар Лицейского театра.

 

Татьяна ПОПОВА

«Вечерний Омск-Неделя», 25 декабря 2019 г.

https://omskgazzeta.ru/rubrika/kultura/pohishhenie-s-podlogom/