«Повелитель мух» в Лицейском театре: звери — это теперь мы сами

Лицейский театр представил премьеру по одному из столпов мировой литературы. Роман английского писателя Уильяма Голдинга «Повелитель мух» входит в сотни рейтингов лучших произведений 20 века. В Лицейском театре за него взялся режиссер Всеволод Гриневский. Сделав собственную инсценировку и придумав сценографию, постановщик выдал спектакль в двух действиях. Роли были распределены между артистами Первой и Второй студий театра – юными талантами Мельпомены.

Благодаря этим юным талантам работа состоялась. Подросткам поручили огромную задачу – вникнуть и прожить сложную и глубокую историю. «Повелитель мух» – роман философский, антиутопичный, сакральный и жуткий. Притча о чудовище в человеке, о комплексе взрослого, о дружбе и ненависти, о смерти и деградации, о страхе и власти. Весь роман дети боятся неведомого зверя, который может их настигнуть и убить. И далеко не все осмеливаются понять, что звери – это теперь они сами.

Сюжет известен – в неопределённое Голдингом время, после ядерного взрыва эвакуируют группу детей. Но самолёт терпит крушение, и ребята оказываются на необитаемом острове. Они воспринимают этот как игру – нет взрослых, можно охотиться, можно дурачиться. Дети голосуют за лидера – Ральфа – рассудительного и умного мальчика. В то время как герой-антагонист по имени Джек лишь временно примиряется с этим выбором толпы.

Сценография спектакля замечательная. На сцене деревянный помост, поднимающийся наверх. Наверху металлическая конструкция и черная дверь, посреди – щель, откуда приходят и уходят герои, внизу – зритель. Режиссёр начинает постановку с катастрофы – ребята пытаются удержаться на помосте, перекатываясь из стороны в сторону – шум, грохот, музыка, мерцающий свет – первая сцена получилась эффектной.

Дальше начинается знакомство. Умница Ральф и стеснительный Хрюша, близнецы Эрик и Сэм, спокойный Роджер, Билл с Персивальдом и немного «чокнутый» Саймон. И, конечно, Джек. Отрицательным персонажам суждено выглядеть ярче своих коллег, и этот раз не исключение. Молодой артист Николай Дунаевский дичал со своим героем на глазах, а под конец спектакля вызывал уже настоящее опасение. Широко открытые глаза, поджатые губы, резкие движения, дикарские крики. В его охоту можно верить смело. В целом команда ребят вышла гармоничная.

Ральф (Миша Кильгишев) – милый мальчик, но пытающийся стоят на своём. Пусть у него не всегда получатся. Он делает «как взрослый» – фиксирует выбор руководителя, зажигает постоянный костёр, чтобы кто-нибудь увидел дым с острова, начинает строительство хижин. Вот только это слишком скучно для многих. Ребята не понимают важности поддерживания огня – ведь потух и ничего страшного, им больше нравится охотиться с Джеком на свинью. Команда начинает раскалываться.

А дальше появляется зверь. Незримо. Слепо мальчики начинают с ним воевать, обращаясь в «дикарскую религию». И происходит первая трагедия. Во время случайного пожара пропадает один из мальчиков, скорее всего, погибая в огне. Голдинг делает акцент, насколько безразличны к этому начинающие дикари. К сожалению, этот момент происходит незаметно для зрителя, хотя он является переломным. Но режиссёр проигрывает его слишком смазано и лишь знакомый с романом сможет его уловить. То же происходит и с очками Хрюши, которые дети используют, чтобы добыть огонь. Это чётко прописывается в романе, но в спектакле режиссёр забыл объяснить, что очки являются единственным источником огня для ребят, чтобы зритель ужаснулся, когда Хрюша теряет эти очки.

А дальше случайное убийство и намеренное убийство. После случайного наступает точка невозврата, когда разум уже не сможет победить дикость. После намеренного начинается уже безумная охота на последнего мальчика Ральфа. Охота на полыхающем острове. Потому что цивилизация, которую начали строить ребята, должна очень быстро разрушиться и сгореть в пепел. К сожалению, Всеволод Гриневский переломных точек нам не продемонстрировал. Мы слишком спешно и в недоумении прощаемся с убитыми детьми. А ведь эти смерти должны отображать уровни деградации группы ребят и лишение их человеческих качеств цивилизованного человека.

Первое действие спектакля производит эффект и смотрится на одном дыхании. Во втором действии, к сожалению, идея романа смазывается донельзя. Но нельзя не отметить отличную постановку сцен с охотниками во второй части спектакля. Ребята с разрисованными лицами скользят по помосту, держа копья наперевес и порой злобно поглядывают даже на ближайшего зрителя. Приходится по душе и музыкальное оформление в жанре металл, которое режет историю на сцене и придает напряжения для восприятия. Ту же функцию выполняет и полумрак, и алый свет, растекающийся по сцене.

Но всё впечатление от достоинств постановки разрушается мгновенно, когда на сцене появляются взрослые – военные моряки. В ролях – Александр Боткин и Юрий Щадукин. В этот момент, всю огромную работу, которую проделали артисты Первой и Второй студий театра, неуважительно проигнорировали актёры Лицейского. С полной небрежностью и к тексту Голдинга и к своей роли в спектакле Боткин и Щадукин проговорили нужный текст, изредка неуместно ухмыляясь. Хотя они играли людей, которые возьмут детей с одной войны и увезут на другую. Офицеров, которые не ожидали двух трупов на детской войне. Взрослых, чья улыбка сходит с лица, когда они понимают, что война была совсем не детская.

«Грязный, косматый, с неутертым носом, Ральф рыдал над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа, над тем, как переворачивался тогда на лету верный мудрый друг по прозвищу Хрюша» (с) Уильям Голдинг

Следующий показ спектакля состоится в сентябре. К этому времени над ним будет проведена дополнительная работа. В целом, постановка «Повелитель мух» при должной огранке должна занять достойное место в репертуаре Лицейского театра.

 

Ирина Чернышева

Омский портал «Культура», 20 июня 2018 г.

http://kultura55.ru/culturedetails/povelitel-muh-v-liceyskom-teatre-zveri-eto-teper-my-sami