Песня на морозе блестит, а по весне… оттает

В Драматическом Лицейском театре угощают «Морожеными песнями».

 

Спектакль поставлен по мотивам сказок Степана Писахова. Не все помнят его имя, но поморские сказки писателя знакомы многим по старым советским мультфильмам, озвученным Евгением Леоновым.

 

Степан Григорьевич Писахов (1879–1960 гг) – писатель, этнограф, художник, преподаватель живописи. Известность снискал как автор изумительных, оригинальных сказок, где быль переплетается с небылицами. Сказки Писахова уходят истоками в поморский фольклор, в живую народную речь, в них и юмора хоть отбавляй, и тонкого лиризма, и сатирической гиперболизации. «Фантастика – мир другой. Всё крутится узором», «В сказках не надо сдерживать себя – врать надо вовсю», – считал писатель, ведь строгих канонов у литературной сказки нет.

 

«…С осени к зиме готовимся, северное сияние сушим. Спервоначалу-то оно не столь высоко светит. Надергаем, пучками повесим. И висит…» – где еще такое прочесть можно?! Вот и решила режиссер Евгения Мальгавко обратиться к чудесным сказкам Писахова. Выпускница Театрального института имени Бориса Щукина дорогу к сердцам омских зрителей уже проторила, поставив в Лицейском театре спектакли «Иллюзии» (по пьесе Ивана Вырыпаева), «Контакт» (по мотивам произведения Александра Югова) и «Фабрика слов» (по мотивам сказки А. де Лестрад) и в ТЮЗе «Цыганы» (по поэме А.С. Пушкина).

 

– Поморские сказки – материал благодатный. Там – Север, у нас – Сибирь. Можно пофантазировать, причем широко, с размахом, – поясняет Евгения.– Меня привлекло то, с какой самоиронией и юмором относится автор к русскому менталитету. Его творчество пронизывает мысль о том, что русский человек способен преодолевать трудности несмотря ни на что. Поэтому и спектакль захотелось поставить колоритный, позитивный.

 

– Сначала написала инсценировку, а потом вместе с актерами придумывали сцены, учитывая их возможности и таланты. Перенесли все на сибирскую землю, убрали поморский говор, а холодов и морозов, как говорит Писахов, на «минус 500», и у нас хоть отбавляй, – добавляет режиссер. – Шли от текста, взяли шутки, добавили песни и клоунаду. Почему мы обозначили, что наш спектакль – фарс по-сибирски? В спектакле нет сатиры, но есть преувеличение бытовой реальности, чтобы зритель отогрелся не только от морозов, но и душой оттаял, отвлекся от забот и невзгод, и унес с собой тепло нашего творчества. Так и родились «Морожены песни».

 

Текста в постановке мало, а песен много. «Слова звенят, замерзают, песня на морозе блестит, девки по краям частушек привесят, а по весне песня оттает!». Так автор написал, а зритель видит: песни в ледяных птичек превращаются, их с дерев в сумки собирают, в стеклянные банки как компот закатывают, чтоб, когда солнце весну приведет, на волю выпустить. Чудеса, да и только! А поют-то артисты-лицеисты акапельно да так, что заслушаешься, а танцуют – залюбуешься! В спектакле есть и добры молодцы (Евгений Трубкин, Алексей Осипов, Евгений Хохлов), и красна девица (Светлана Позднякова, роль Девки), и молодуха-красавица (Маргарита Гончаренко и Дарья Мегдан), и дед-сказочник (Александр Боткин), и его жена верная, лучшая песенница в округе (Евгения Заднепровская), и купец (Арсений Гуров), вероятно, из страны, что санкциями Россию засыпала.

 

Александр Боткин говорит, что очень понравилось над ролью работать, ведь прообраз деда, им сыгранного, сам Степан Писахов: мудрый и хитроватый, свою жёнку подначивает, а сам ее любит и на руках носит. У Евгении Заднепровской роль тоже возрастная, и справилась она с ней мастерски: попробуйте-ка, петь, плясать, говорить, шубу и валенки носить, перегнувшись в талии под углом в 90 градусов! Прописалась в сибирской сказке-фарсе и трепетная первая любовь: влюбленных искрометно играют Светлана Позднякова и Евгений Трубкин.

 

Кроме актерского ансамбля, к успеху причастны: художник-постановщик – Денис Бабенко; педагог по вокалу – Наталья Добросердова; хореограф – Ирина Горэ; автор музыки – Захар Череватюк.

 

Жизнерадостный, куражный спектакль «Морожены песни» подарит омичам весеннее солнечное настроение в любое время года.

 

Татьяна ЖУРАВОК

«Красный путь», №7 (1245) / 20 февраля 2019