Перед выбором

В Лицейском театре состоялась премьера спектакля «Трамвай «Желание»». После спектакля зрители выходили озадаченные шквалом эмоций.

«Трамвай «Желание»» – пьеса классического репертуара, которая уже в течение семи десятилетий ставится самыми известными и прославленными театрами мира. Американский драматург Теннесси Уильямс, написав эту пьесу, окунулся в оглушительный успех. В первой постановке и экранизации 1951 года, блистали Марлон Брандо и Вивьен Ли. С того времени каждое новое поколение находит в героях этой пьесы что-то свое, неподвластное времени.

Действие происходит в Новом Орлеане после Второй мировой войны. Одинокая, живущая романтическими иллюзиями героиня Бланш Дюбуа, которая «лето красное пропела…» – промотала родительское имение, дом, потеряла работу, надеясь обрести поддержку, приезжает к младшей сестре Стелле, которая давно покинула аристократическое гнездо и живет в рабочем квартале с мужем Стэнли. Сюжет прост, но как сложны взаимоотношения – герои говорят об одном, но при этом думают о другом! Конфликт одиноких человеческих надежд и будничной правды жизни нарастает как снежный ком.

Пьеса провоцирует на обобщения. Метафора жизни и смерти, столкновение сильного, грубого и простого – с одной стороны и слабого, но тонкого и сложного – с другой. Кстати, биографы пишут, что полное погружение в крайне сложный образ героини стоило знаменитой Вивьен Ли серьезного нервного расстройства. Поставить такой спектакль в театре – значит заявить о достаточно высоком профессиональном уровне коллектива. Потому, наверное, за постановку «Трамвая «Желание»» берутся далеко не все.

– Материал многогранный, многоплановый, – говорит режиссер-постановщик Виктория Каминская (Москва), – и я давно мечтала поставить эту пьесу. Мы показываем социальные проблемы общества, насколько каждый человек готов брать на себя ответственность за свою жизнь. Прежде, в советское время, были моральные рамки, а сейчас они фактически отсутствуют, и нужно выбрать из того, что тебе предлагает жизнь, обстоятельства, а ведь многие хватают все.

Режиссер и актеры подошли к постановке с большой степенью ответственности, бережно сохранив авторский текст, не навязывая зрителю модного осовременивания героев и сюжета. Не переписывая классику на новый лад, они выиграли: погружение в суть человеческой природы – встряхивает эмоционально и дает пищу для ума. Классика-то именно тем хороша, что она актуальна всегда. Потому что и любовь, и ненависть, и предательство – это все будет волновать человека во все века.

В Лицейском практически нет грани между сценой и зрительным залом: глаза в глаза, неприкрытая радость или боль и ниникакой фальши. Главные герои – Бланш Дюбуа в исполнении Дарьи Оклей, Стэнли Ковальский в исполнении Евгения Точилова и Стелла в исполнении Анастасии Максименко – определяют градус эмоций. Уже наверняка есть свои поклонники и у Александра Боткина в роли Митча, который едва не составил счастье мятущейся Бланш. Убедительны и Наталья Виташевская (роль Юнис), Юрий Щадукин (Стив), Евгений Трубкин (Пабло), Маргарита Гончаренко (Негритянка, Мексиканка), Алексей Осипов (Газетчик, Продавец, Алан).

Как всегда, у «лицеистов» лаконичны, образны и многофункциональны декорации: художник-постановщик – Марина Шипова, художник-декоратор – Ольга Дагаева.

Премьера уже получила положительный общественный резонанс: в июле будет дано еще два спектакля, а билеты уже проданы.

 

Татьяна Журавок

«Красный путь», №27 (1265) / 10 июля 2019 г.