О любви и душе человека

«Комок» А. Слаповского в муниципальном лицейском театре. Постановка Вадима Решетникова. Художник Игорь Рыбалка. Художник по костюмам Лиана Прохорова.

 

Комок. Что-то круглое, цик­личное и в то же время застывшее. Автор не зря назвал эту пьесу именно так. Слово-перевертыш: читается как справа налево, так и слева направо. Из какой исходной точки ни выйдешь, все равно при­дешь к одному и тому же резуль­тату. И несмотря на то, что дей­ствие происходит в коммерческом ларьке, который в простонародье на­зывают «комком», возникают ассо­циации отнюдь не с магазином, а с комком грязи, например. При этом не случайно название взято имен­но из разговорного сленга, так как герои — простые люди, выражаю­щиеся обыденным уличным языком.

«Комок» — это не просто ларек, где продаются водка, пиво и сига­реты. Это целый мир, мир, в кото­ром живут герои этого сентимен­тального фарса. Не раз можно ус­лышать слова о любви из их уст, но вся любовь в итоге останавлива­ется на земных проблемах. Водка и любовь. Вот что объединяет их всех. Каждый из них нуждается в семье, в поддержке и в той чистой светлой любви, которая грезится каждому из них. С помощью водки те люди, которые приходят в ла­рек, пытаются вырваться из пороч­ного круга жизни, круга, который засасывает, как трясина в болоте.

Герои пьесы Слаповского му­чаются от осознания одиночества на этой планете. «Я тут чужой», — поет в песне Михаил (Евгений Бабаш). И это даже не песня, а крик души. «Что самое ценное?» — спрашивает Муж­чина с Душой (Сергей Козача). — «Человеческая душа», — отвечает ему Жанна (Татьяна Жаркова). Она вполне может понять его, так как их истории любви чем-то похожи. Они оба не могут получить полноту люб­ви душевной от объектов своего по­клонения, несмотря на физическую близость. Они готовы на все, чтобы получить того, в ком нуждаются. И в итоге ошибка Жанны оборачива­ется трагедией.

Все это происходит в «комке», который я бы смело назвала «по­чти дном» общества. Это мир без­верия и лжи. Не зря же Михаил вы­ражается: «Это такой город. Все время врешь: идешь по улице, а вид делаешь, как будто от «тачки» идешь». Но при этом сам слепо доверяет всему сказанному. И той нелепой истории тоже, которая привела к трагедии.

В плохое мы верим быстрее, чем в хорошее. Люди привыкли к Обману до того, что верят только в плохое, потому что оно реальнее, чем хорошее, реальнее, чем чис­тая и беззаветная любовь.

Но люди этого мира не лише­ны каких-либо моральных устоев. Мужчина с Душой мучается от того, что вынужден идти против мораль­ных норм и правил. Его история — это «история унижения, позора и счастья». От этой безысходности он и спивается. Хозяин «комка» Аль­берт (Олег Малицкий) прямо заяв­ляет, что он — человек жестокий. Он отягощен жаждой наживы. Но его желание обогатиться — не что иное, как возможность компенсировать недостаток любви. Кто знает, а мо­жет, отсутствие памяти и есть тот крик души, тот метод психологи­ческой защиты от мира, в котором «жизнь кончилась»? Действительно Альберту гораздо легче помнить не то, что было на самом деде, а то, что хочешь помнить.

Михаил и Николай (Вениамин Скосарев) — два представителя со­временной молодежи. Любовь Корнелии заставляет Михаила быть грубым с Жанной. Но «с любимыми так обычно и поступают». Обычно. Кто ввел этот обычай?

В то же время Михаил по-хри­стиански милосерден к Женщине с курткой (Ольга Маркина). Николай пожалеет на вокзале Наташу (На­талья Лаутеншлегер), судьба кото­рой остается зрителю все же не­известной. Каждый из героев пы­тается говорить о той большой любви, которая должна наполнить нашу душу, но любовь почему-то в итоге сводится лишь к ее физичес­кому проявлению. Не случайно и музыкальное оформление — песни в исполнении Ляписа-Трубецкого «Любовь» и Бори Моисеева «Голу­бая луна» — придали очень яркий оттенок происходящему.

Алексея Слаповского я бы на­звала скорее философом жизни и любви, так как пьесы его наполне­ны глубоким философским смыс­лом. Вера — вот ключевое слово. «По вере вашей да будет вам». Тем бо­лее становится понятным поведе­ние Михаила, которому трудно было «уподобиться Дьяволу», купив душу. Переступить через это с крестом на шее невозможно, так как нельзя ку­пить то, что не продается за день­ги, что отдано нам самим Богом.

Если говорить о спектакле в целом, то я считаю эту постановку Вадима Решетникова, художе­ственного руководителя театра, одной из самых удачных. Он смог увидеть и показать зрителю изнанку души человека, ту тайну, которую человек никогда никому не раскро­ет. Конечно, это удалось и благо­даря удачному подбору актеров. Лидия Заломова (аристократка, графиня) в который уже раз убеж­дает меня в изяществе и красоте тех героинь, которых она играет. Ольгу Маркину я увидела в совер­шенно другом стиле, отличном от прежних, и по праву посмею на­звать ее гибкой актрисой. Заражал энергией Олег Малицкий, а «слад­кая парочка» двух неизменных главных героев всех спектаклей Вениамина Скосарева и Евгения Бабаша постоянно радует глаз все новыми и новыми творческими по­исками. Впервые я встретилась с Сергеем Козачой, Татьяной Жарко­вой и Натальей Лаутеншлегер, но уже сразу могу отметить их очень яркую образность.

Ирина Кукарская

«Омская правда», 21 июля 1999 г.