Омск. Театральная психотерапия

Чуть более 20 лет назад на карте театрального Омска появился новый театр — Лицейский. Он был создан по инициативе заслуженного артиста России Вадима Решетникова. Это была рискованная и смелая идея: в 1994 году в городе уже было семь театров. Но движимый идеей создания профессионального театра, в стенах которого школьники и студенты могли бы обучаться актерскому мастерству, делать первые шаги и становиться настоящими артистами, — Решетников добился своего. И сегодня омский драматический Лицейский театр, рожденный из авантюры и ставший особенным, продолжает проводить творческие опыты.

Например, не так давно в театре решили провести эксперимент: устроить сеансы театральной психотерапии для зрителей.

Психотерапия как медицинский термин редко используется в театре. Но авторы идеи решили отойти от привычной театральной терминологии и формы общения со зрителями — и объединили искусство и науку.

В репертуаре театра есть спектакль «Равнодушный красавец», поставленный режиссером — выпускницей Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Лилианной Белявской по одноименной пьесе Ж. Кокто и пьесе Д. Килти «Милый лжец». История отношений Эдит Пиаф и Поля Мёрисса — это весьма популярный сценарий отношений между мужчиной и женщиной: глубокой ночью женщина ждет своего возлюбленного, а его все нет; она рисует в воображении картины измены и лжи, и когда мужчина все же появляется дома, требует от него внимания весьма эксцентричным образом: вызывая его на громкий скандал. В финале спектакля он уходит, а она возрождается для новой жизни и любви.

Такая довольно обычная история при помощи театральных средств обрела художественную эмоциональность и привлекательность. Спектакль держит в напряжении от начала и до конца — во многом это происходит благодаря выразительной, яркой хореографии (Ирина Горэ): несколько танцевальных композиций в стиле модерн отражают внутреннюю борьбу героини (Дарья Оклей) с собой, своими эмоциями: страстью, ненавистью, отчаянием; а лаконичная сценография подчеркивает сосредоточенность на времени «здесь и сейчас». Время вообще становится отдельным ключевым персонажем: оно убивает и вселяет надежду, отрезвляет и затуманивает сознание, оно быстротечно и растянуто одновременно.

И лишь для мужчины — этого преступно равнодушного красавца (Александр Боткин) — ничто не имеет значения. Ни время, которое для него безлико, ни женская истерика, которую он мастерски игнорирует, — ни сама женщина, которая так предсказуема в выражении своих чувств.

Спектакль рождает множество вопросов: любовь ли это? Почему мужчине и женщине бывает так сложно построить счастливые отношения? Что мешает нам быть счастливыми? Как избавиться от любовной зависимости? Как выйти из подобной ситуации с наименьшими потерями для себя?

Зрители часто выходят из зала со слезами на глазах — возможно, что-то подобное было когда-то и в их жизни. Поэтому в театре решили не оставлять вопросы без ответов, а зрителей — наедине со своими чувствами, и пригласили на обсуждение спектакля профессиональных психологов и психотерапевтов — помочь разрешить внутренние конфликты. Таким образом, после спектакля начинался своеобразный сеанс коллективного психоанализа, участниками которого становились зрители, артисты, врачи и педагоги.

Психотерапевты порой бывали безжалостны в своих суждениях: «Любящий человек, лишенный объекта своей любви, похож на наркомана, лишенного своего шприца, — говорит Дмитрий Четвериков, доктор психологических наук, профессор. — Причина такого поведения — в эмоциональной составляющей любви. Такую истинно эмоциональную любовь, как показана в спектакле, переживают только 35% людей и лишь раз в жизни. Что же до формулы идеальной любви, то ее не существует».

Другой специалист — психотерапевт Григорий Овцов — видит проблему в том, что влюбленные пары часто стремятся перевоспитать друг друга, забывая о диалоге. К тому же женщинам свойственно самостоятельно загонять себя в клетку своих эмоций.

Зрительницы пытались оправдать поведение героини, но аргументы профессионалов были сильнее. И несмотря на несогласие, споры и убежденность всех сторон — участников этого сеанса, получилось создать главное: объединить зрителей и театр через диалог, которого часто не хватает влюбленным.

Тема любви и человеческих отношений, возможность задать вопросы и посмотреть на себя со стороны вызвали большой интерес у публики. Вдохновленные разговором, зрители выходили из зала с желанием вновь попасть на подобный сеанс психотерапии. Кстати, и сами специалисты заинтересовались этим экспериментом — они тоже готовы периодически объединяться с театром. Ведь, по сути, у нас всех общая цель: исцеление душ.

Дина Литвина

«Страстной бульвар, 10», №7-197/2017