Омичек спросили, были ли в их жизни равнодушные красавцы

В Лицейском театре после показа спектакля «Равнодушный красавец» прошел сеанс психотерапии.

Поздней ночью она ждет его возвращения домой. В последнее время она только и делает, что ждет; он где-то пропадает, не считая нужным объясняться, она до поры до времени держит тревоги и обиды в себе, но однажды решает всё высказать. Он молчит в ответ на ее упреки, истерики, угрозы. Загадочный, красивый; его поначалу такая притягательная тайна, насквозь пропитавшись ее болью, превратилась в ее глазах в фатальный изъян…

В 1939 году вспыхнул роман между Эдит Пиаф и Полем Мёрисом. Глядя на эту пару, драматург Жан Кокто написал пьесу «Равнодушный красавец». Несмотря на то, что в пьесе присутствуют двое, говорит лишь один: мужчина так и не подает голоса до самого конца действия. У Лицейского театра – своя версия «Красавца»: в конце поставленного омичами спектакля персонаж-мужчина все же решается заговорить, но слова его едва ли изольются сладостным бальзамом на израненную душу отчаянно влюбленной в него женщины.

Экспериментаторы из Лицейского театра, которые не устают искать новые формы общения со зрителем, воплотили уникальную идею, устроив прямо в театре сеанс психотерапии. После спектакля, насквозь пропитанного эмоциональным надрывом героини, зрителям задали вопрос о том, что мешает людям, состоящим в отношениях, быть счастливыми.

Омичей не оставили один на один с этим непростым вопросом. В зале присутствовали профессиональные психотерапевты – Анна и Григорий Овцовы и Юрий Мацнев.

Как отметила Анна Овцова, для героини ее возлюбленный – своего рода чистый лист. Он молчит, и его молчание дарит ей безграничный простор для фантазии: те черты его личности, которые сокрыты за дымкой тайны, она с легкостью может дорисовать. Причем в свою пользу: несколько уверенных штрихов – и человек-недосказанность на твоих глазах превращается в идеал, который так легко полюбить. Только вот проходит время, молчание затягивается, копятся обиды, и те информационные пустоты, которые поначалу заполнялись радужными мечтами, дорисовываются в темных тонах.

«Поначалу отсутствие любимого девушка объясняет благородными причинами: к примеру, ему срочно пришлось перевести бабушку через дорогу. Но по прошествии времени ей начинает казаться, что он наверняка делал у нее за спиной что-то подлое», — объясняет Анна. И действительно, в спектакле мы видим отчаянное желание героини оправдать объект своей любви. Только вот у него, запутавшегося в своем вранье, это слепое всепрощение вызывает обратную реакцию: ему хочется бежать.

Анна Овцова говорит о парадоксах: женщине откровенно плохо в отношениях, но, когда они заканчиваются, ей становится еще хуже, ведь в ней говорит зависимость, которой внезапно перекрыли кислород. Психотерапевты и зрители говорят о клетке, в которую женщина заключила себя добровольно, и пытаются понять, сможет ли она жить на свободе. Кто-то говорит, что дама сама выбрала себе «такого»; кто-то уверен, что любая женщина может оказаться в такой ситуации.

И зрители, и психотерапевты признают: как этой паре, так и многим другим не хватает стремления и умения вести диалог между собой. Григорий Овцов рассказывает об особой форме отношений, которая сводится к тому, что влюбленные день ото дня пытаются перевоспитать друг друга, забывая о диалоге, о важности умения слушать и слышать, наполнять друг друга. «Она верит в то, что чудовище рано или поздно расколдуется», — говорит о таких отношениях Григорий.

Юрий Мацнев спрашивает зрителей: в каком случае театр будет психотерапией? Они говорят о вовлеченности в происходящее, о катарсисе, о лечении души, о возможности примерить ситуацию на себя и осознать, что и ты повторял в своей жизни подобные ошибки.

-Мой муж так же реагирует на мои истерики. И только сейчас я понимаю, какой он молодец! – комментирует одна из зрительниц.

«Переживание превратилось в осознанное переживание», — подытоживает психотерапевт.

По мнению актеров, далеко не у каждого в жизни могло случаться подобное, и, возможно, кто-то и вовсе скажет, что в его жизни такая история невозможна. Однако, задумывая вечер театральной психотерапии, творцы из Лицейского не зря сделали ставку на «Равнодушного красавца»: историю можно назвать в некотором роде «универсальной», ее отголоски до сих пор живут в сердцах многих. И, судя по беседе омичей с психотерапевтами, ситуация и вправду знакома многим не понаслышке. А значит, сеанс лечения души и вправду состоялся.

 

Юлия Ожерельева

20 февраля 2017 г.

http://mc.bk55.ru/news/article/12858/