«Мэйд ин Сибирь», или Фарс по-сибирски

Лицейский театр представил первую премьеру 2019 года – жизнеутверждающую постановку по сказкам Степана Писахова «Морожены песни» в постановке Евгении Мальгавко.

 

Стилистика молодого и талантли­вого режиссёра Евгении Мальгавко уже узнаваема. В каждой по­становке она разная, но из раза в раз предложенные постановщиком па­литра и пластика становятся изюминкой не только оформления, но и самого по­вествования. Евгения Мальгавко окон­чила Театральный институт им. Б. Щуки­на только в прошлом году, но театралы имя молодого постановщика уже знают. Мальгавко значится в списке режиссёров Лицейского театра, также её спектакль идёт в Омском ТЮЗе. К слову, именно по работе в Театре юного зрителя стало понятно, что с большим пространством Евгения пока не справляется, а камерная сцена идеально подходит для её идей.

 

Жанр спектакля «Морожены песни» заявлен как фарс по-сибирски. В анонсе говорится, что это жизнеутверждающая постановка, в которой артисты расска­жут историю о стойкости и широте рус­ской души, создадут сибирский колорит и атмосферу праздника. Сказано очень точно — заявленная специфика чувствует­ся с первой секунды показа.

 

— Меня привлекло то, с какой само­иронией и юмором относится Степан Писахов к русскому менталитету, — говорит Евгения Мальгавко. — В его сказках зало­жена мысль о том, что русский человек способен преодолевать трудности не­смотря ни на что. Поэтому и спектакль хотелось поставить такой: жизнеутверж­дающий, колоритный, позитивный.

 

Настоятельно рекомендуется при­обрести программку к постановке. Это отдельный сувенир, который стоит того, чтобы его сохранить, — открытка с ав­торской работой известного тарского художника Дениса Русакова. Иллюстра­ции Дениса внимательный зритель ещё не раз заметит в спектакле, а наклей­ка «Мэйд ин Сибирь» и вовсе станет фишкой.

 

Как только в зале погаснут люстры, программка начнёт светиться благода­ря неоновому свету со сцены. Занавес поднимается, и мы оказываемся в сту­дёной, заснеженной, но такой уютной зиме. За это большое спасибо молодому художнику-постановщику Денису Бабенко, который ранее уже сотрудничал с Ев­генией Мальгавко при работе над атмо­сферным спектаклем «Цыганы».

 

Мороз, беспрестанно падающий снег, ледяные ветки, оформленные колокольчиками-«ветерками», звенят, опускаясь над героями. Валенки, тулупы, платки и задорнейший смех. Вопреки невольно пробегающей дрожи от визу­ализированного холода от персонажей исходит такая горячность, что они про­носят зрителя сквозь стужу, сберегая нас любовью друг к другу и ко всему миру.

 

Три пары наших героев в трёх по­колениях строят череду удивительных мизансцен. Волшебных, зачастую без слов, порой даже в тишине или в сопро­вождении народных песен. Это первое свидание влюблённых, попытка вручить чудесный замороженный букет прекрас­ной девушке, первое катание на лыжах. Это совместный быт, закручивание банок, приём гостей… Это замечательный моно­лог деда, до одури влюблённого в свою сгорбленную и ворчливую вторую по­ловинку. Обнять любимую, убаюкать ре­бёнка, станцевать с мужем, рассмеяться с женихом — эфемерно и изящно режиссёр демонстрирует, насколько прекрасны эти простые радости.

 

В спектакле семь персонажей, вклю­чая улыбчивого Иностранца, обалдевшего от морозов и согретого заботой местных жителей. На некоторых персонажей за­явлен постоянный состав актёров, на не­которых — дубли. К примеру, в постоянном составе Арсений Гуров в роли того самого иностранца. Такой же добрый, как и все вокруг, восторженный и влюблённый в за­мороженные песни. Александр Боткин в роли, наверное, самого пляшущего Деда на свете наконец-то не герой-любовник, а десятки лет примерный и уже изрядно бородатый семьянин. Евгений Хохлов — немногословный Мужик, строго забира­ющий свою умилительно-скандальную Бабу и аккуратно качающий ярко-дере­вянную колыбель. Светлана Позднякова — Девка, хохотушка с большими красивыми глазами и неожиданно рыжими волосами.

 

В предпремьерном показе роли Парня, Бабы и Бабки исполняли Евгений Трубкин, Маргарита Гончаренко и Ев­гения Заднепровская. Что касается по­следней актрисы, то такой Бабки, какую воплотила на сцене Евгения, ещё поис­кать. Блестящее исполнение задуманно­го характера, молодецкая удаль одного из самых старых персонажей всей компа­нии. На протяжении спектакля создаётся ощущение, что Евгения Заднепровская действительно живёт в этой истории, и её реплики не прописанные, а к месту и лов­ко сказанные. Можно было бы даже поду­мать, что Евгения тонко импровизирует.

 

Спектакль хоть и идеально выстроен, кажется очень свободным и воздушным. Ветки плавно покачиваются, сосульки звенят, снег лежит аккуратным сугро­бом в левом верхнем углу сцены. Музыка и песни обращают нас в абсолютно аутен­тичную атмосферу. Автором музыкаль­ного оформления выступил Захар Череватюк. Над постановкой танцевальных номеров и над пластическим рисунком персонажей работала известный омский хореограф Ирина Горэ.

 

Спектакль станет отличным лекар­ством от хандры, вселит оптимизм и на­учит радоваться каждому дню.

 

Ирина Романова

«Ваш Ореол», №7 (1048) / 13 февраля 2019