Любовь зла

Муниципальный Лицейский те­атр продолжает освежать старые сюжеты. Недавно состоялась пре­мьера «Аленького цветочка». Как это водится в театре, в нетрадици­онном изложении. Не Аксакова, а неких Карнауховой и Браусевич. Малоизвестные авторы делают сказку понятной всем возрастным группам. Аксаковская «лавстори» предстает повествованием о борь­бе за сферы влияния в сказочном лесу.

У классика отечественной ли­тературы прошлого века эта вещь имеет назидательный смысл: не все то золото, что блестит, и на камнях растут деревья и т. п. Коро­че говоря, все в мире относитель­но. То, что даже ужасный монстр иногда оказывается симпатичным молодцем, расширяет кругозор юной аудитории, в расчете на ко­торую Аксаков и писал, видимо, свою сказку.

Карнаухово-браусевичский труд располагает к более широко­му толкованию. Действие прибли­жено к публике. В прямом смысле. Чудовище живет не на острове за три­девять земель и морей, а в муромских лесах. (Как бы, интересно, играли спек­такль в Муроме?) Это придает поста­новке прагматический смысл: коли зловещие существа так близко от нас, к встрече с ними надо быть всегда готовыми. Герои сказки, к примеру, оказываются подготовленными, чуде­сам они не удивляются и даже от вида главного монстра падают в обморок, кажется, только для того, чтобы не обмануть его ожиданий, поскольку тот иной реакции не знает.

Проснувшееся у героини чувство к уроду навевает мысли не столько о доброте девушки, сколько о безгра­ничности вариаций выбора себе из­бранника. В общем, любовь зла… Рус­ская женщина всегда приносит жерт­вы. Когда чудо-юдо оказывается жер­твой соперничающей с ним за власть в лесу Бабы-Яги, девушке остается только милость к падшему проявить. Зрительницы — ровесницы обладатель­ницы цветочка — настроены, кстати, иначе. Когда с ее избранником совер­шается чудесное превращение, они комментируют техническую уловку постановщика словом «Ползет!»

Спектакль «Аленький цветочек», пожалуй, самая технически сложная постановка театра. И хотя персонал театра находит в первых представле­ниях какие-то неточности, публика в большинстве своем сидит на спектак­ле с открытым ртом. Сказка, конечно, ложь, но зритель наш рад обманы­ваться.

Б. Куркин

 «Омский вестник», 6 ноября 1997 г.