Лицейская «Безымянная звезда» попадает в зрителей своей правдивостью и легкостью

На том, что действие постановки по замыслу драматурга происходит в Румынии в 1920-е годы, омский зритель внимание не акцентирует. Даже упоминание румынской валюты  и имена героев не «бросают» нас в другую страну. Владислав Пузырников «нейтрализовал» пьесу румынского писателя Михаила Себастиана «Безымянная звезда» до степени «вне места действия» и «вне времени».

Для актера омской драмы это уже четвертая режиссерская работа в Лицейском театре. Как говорили великие люди – все романы о любви, все стихи о любви, все пьесы тоже о любви. Влад Пузырников на этот раз выбрал любовь неисполнимую, как сами мечты главных героев. А мечты разные. У главной героини Моны, в исполнении Натальи Коротаевой, мечта о другой жизни. У главного героя, скромного учителя, роль которого исполнил Вячеслав Еремин, звездная мечта — познать что-то неведомое. Как он познает и открывает звезду на небе, так он пытается достучаться до Моны, которая для него неземная и волшебная. Для учителя космографии в местной гимназии по имени Марин Мирою эта любовь недосягаема, поэтому он и расстается с ней молча, без упрека и вопросов. Ведь Мона для него неведома и неуловима, как те звезды на небосводе – как можно с ними спорить и от них требовать?

Молчаливая мизансцена в начале спектакля – всегда выигрышный вариант. Зритель легко включается в действие, но в то же время не сбит с толку напористым диалогом или монологом. Так, в «Безымянной звезде» поначалу центром внимания становится Игорь Горчаков в роли начальника вокзала. И если в пьесе Михаила Себастиана господин Испас  представляется грубым и даже слегка примитивным персонажем, то режиссер наделил своего героя редким обаянием. Начиная с того, что в начальной сцене крупный и мужественный Горчаков отчаянно борется со спицами, пытаясь вязать, руководствуясь женским журналом советской окраски. И что бы дальше ни делал герой – зритель уже умилился и с радостью принял этого грубоватого начальника вокзала. Горчаков словно успокаивает зрителя, «втаскивает» в атмосферу спектакля, и человек в зале сразу настраивается на то, что ему сейчас подадут нечто легкое и приятное. Силами режиссера эта атмосфера не рискует растаять до конца спектакля. И даже грустный финал не развеивает ощущение непринужденности, а лишь добавляет некоей светлой тоски по несбыточным мечтам.

Уже мы принимаем следующих героев: мадемуазель Куку, в которой от женщины остается только строгая юбка и бессмертные нравственные устои незамужней женщины (Татьяна Притуляк); крестьянин (Юрий Щадукин) с короткой, но яркой ролью некоего гопника, не смеющего противостоять напору начальника вокзала, который открывается нам в этой мизансцене послушным подкаблучником; Элеонора Земфиреску (Светлана Позднякова) – ученица гимназии, в яростном беге машущая проезжающим элитным пассажиром экспресса. Мадемуазель Куку – воплощение угнетающей морали, Татьяна Притуляк в этой роли агрессивна и безапелляционна. Слегка утрируя свой персонаж, актриса сделала его почти раздражающим. Но зритель, как известно, не против стереотипных героинь, особенно когда в обычной жизни они встречаются на каждом шагу.

Наталья Коротаева в роли главной героини, безбилетной пассажирки в шикарном платье и с фишками от казино в золотой сумочке, безусловно, как и все в этой постановке, подходит на данную роль. Изящная и бедовая девушка, при всех ее выхолощенных манерах и вскруженной безбедной жизнью голове, вызывает симпатию и у персонажей постановки и у зрителя в зале. Мы скорее склонны посочувствовать наивной глупости Моны, чем укорить ее за эту глупость. Персонаж Вячеслава Еремина – бедного учителя космографии, погруженного в звезды, науку и книги – приятен сам по себе. Но и артист Еремин располагает не меньше – при всей его растерянной манере и сбивчивой речи от очарования девушки невиданной красоты.

Отдельно хочется отметить художника-постановщика – Марину Шипову. Действие происходит всего в двух плоскостях – вокзал и квартира учителя. Декорации на сцене не меняются, лишь слегка трансформируются силами самих артистов, и зрителю очень легко переключиться с одного места действия на другое. Потрепанный комод может быть и столиком для господина Испаса и умывальником для бытовой жизни жителя городка. Двери в обитель начальника вокзала легко превращаются в шкаф для книг, а окно кассы становится простым окном, откуда учитель и Мона наблюдают за звездами.

Разрушив идиллию, стремительно и дерзко на сцене появляется состоятельный сноб Григ, его играет вполне закономерно и ожидаемо «лицейский донжуан» Иван Притуляк. Безукоризненная внешность, презрительный взгляд на убогое убранство квартиры учителя, циничная реакция на решение Моны остаться в этом бедном жилище навсегда. Артист парирует все доводы девушки так убедительно, что зритель недоумевает, как может состояться бессмертная любовь богачки-содержанки с провинциальным жителем. Иван Притуляк убеждает всех, до последнего человека в зале, в глупости и невероятности пары, которая по всем законам сюжета не должна состояться. Его безапелляционность практически завораживает, с артистом нельзя не согласиться, и в этом Иван Притуляк добился в своей мизансцене максимального эффекта.

Финальная сцена проходит немного быстро, и зритель не успевает как следует погрустить. Тем не менее сцена, когда Марин Мирою остается один, во мраке, освещенный одним театральным софитом, попадает в самую точку. Герой, как никто иной, знает, что «ни одна звезда не отклоняется от своего пути», но, как любой одинокий человек, искренне поверил, что звезда по имени Мона все-таки найдет свой путь рядом с ним. И именно этому зритель сочувствует, но уже по принципу жалости – уж слишком «маленьким человечком» стал главный герой.

Данная история стара как мир, но до сих пор мы хотим верить в Золушек, в Джейн Эйр, в пастухов и принцесс. По-прежнему эти истории нас трогают, и мы надеемся, что все-таки герои обретут счастье. И если в сказках и у Шарлотты Бронте это происходит, то в большинстве своем драматургия с нами честна. По румынской пьесе режиссер Владислав Пузырников поставил спектакль «для всех». Не мудрствуя лукаво, он создал спектакль, который привлечет в зал зрителей любого возраста – молодежи понравится юмор и харизма персонажей, а более взрослое поколение оценит ненавязчивость, изящность и простоту действия.

 

Ирина Чернышева

РИА «СуперОмск», 4 июня 2015 г.

http://superomsk.ru/blogs/296