«Лекарство от душевного несогласия»

Артисты — народ быстро увлекающийся. Для сцены это хорошо: если не увлечься своей ро­лью, можно вообще никогда не понять, в чем же в конце концов заключается твоя задача при выходе на подмостки. Но для человека, кото­рый попытается даже сразу после премьеры спросить одну из таких увлеченных личностей о ее предназначении в спектакле, артисты по­кажутся самыми безграмотными людьми на свете. Так как ничего, кроме эмоций, облечен­ных в бессвязные предложения, он не услы­шит. И самое интересное, артисты будут абсо­лютно правы в таком своем поведении.

Именно поэтому ваш покорный слуга оп­рашивал артистов Лицейского театра перед первым показом их новой постановки — «Сна в летнюю ночь» Вильяма Шекспира, постанов­ки, которая откроет 7 октября уже 7-й для «ли­цеистов» театральный сезон.

Был задан всего один вопрос: «Чем лич­но для Вас являются спектакль «Сон в летнюю ночь» и Ваша роль в нем?»

Наталья Мельникова (Титания): «Сон» для меня — это соприкосновение с Волшеб­ством и Красотой, недаром я играю предста­вителя потустороннего мира. Это интимный рассказ о чистоте чувств и отношений, о лю­дях, которые не стесняются быть такими, какие они есть… и которые даже не подозрева­ют, что не все в их поступках и ощущениях зависит от них самих».

Иван Левахин (Оберон, дебют): «Спек­такль отодвигает мои жизненные проблемы на второй план и позволяет раскрепоститься. Своего персонажа мне пока сложно опреде­лить — понимаете, не просто вот так вот взять и почувствовать себя лесным царем!..»

Владимир Бельдиян (Основа, дебют): «Проделанная работа для меня является от­крытием новых возможностей, способностей, и открытие это я сделал как в себе, так и в других. Вместе это называется, наверное, «моментом человеческого гения»…

Ольга Маркина (Елена): «Каких-то гло­бальных «осмыслений» своей героини не было, — считаю, говорить о состоявшейся роли еще очень рано. Все делаю «на ощупь» и достаточно испуганно. Поскольку не все, о чем говорил режиссер, понято и многое пред­стоит пережить и примерить на себя».

Вениамин Скосарев (Тезей): «Конечно, каждая премьера своего рода новый этап. Этап в совершенствовании моей профессии. Одна­ко работа над ролью, спектаклем — то «мое», которое я не каждому решусь рассказать…»

Евгений Бабаш (Оберон): «Трудно быть богом, но еще труднее быть богом, наделен­ным человеческими чертами. Ведь Оберон, хоть и лесной царь, достаточно близок обык­новенным людям, то есть может сопережи­вать, радоваться своим маленьким радостям и даже завидовать. Поэтому просто актер­ски очень сложно совместить в одном харак­тере две системы ценностей: человеческую, «приземленную», и божественную, способ­ную творить судьбу. А это, знаете ли, опре­деленная ответственность».

«Идейный» руководитель Лицейского Вадим Решетников на вопрос о значении шекспировской пьесы для него самого и те­атра в целом задумался. А затем, может быть, сам того не желая, подвел итог всему вышесказанному: «Для меня «Сон в летнюю ночь» — определенная психотерапия. Некий способ лечения душевного несогласия с са­мим собой и другими. Ведь жизнь наша се­годня представляет некий «коктейль», кото­рый нравится далеко не каждому гурману. И, на мой взгляд (а Шекспир читается каж­дым по-своему), очень важно, что спектакль пытается затронуть проблему любви как ду­ховный процесс. Любви как попытки одного человека понять другого».

Олег Малицкий

«Мир увлечений», октябрь 2000 г.