Контактируй: омская премьера от, для и про подростков

В эти выходные, 3 и 4 февраля, на сцене омского Лицейского театра пройдут премьерные показы спектакля «Контакт». «Класс» работу уже оценил. Теперь ваша очередь.

Автор пьесы — пермский драматург Александр Югов. Работа была создана на основе диалогов и интервью с более чем реальными ребятами в возрасте 14-16 лет. Техника эта зовется вербатим. На «Контакт» обратила внимание режиссер Евгения Мальгавко. И перед тем как рассказать, что ждет зрителей, нужно дать чуть больше вводных.

Есть у Лицейского театра так называемая «вторая студия». Набирают туда омичей 11-13 лет. Актерское мастерство, пластика, вокал — все дисциплины преподают детям бесплатно. В дальнейшем ребята принимают участие в спектаклях, а также выступают на различных городских мероприятиях.

И уже подросших учеников, и Евгению пьеса заинтересовала. В октябре 2017 года совместную работу представили на Лаборатории современной драматургии для молодежи и подростков «Ты не один».

«Просто переаншлаг, экспертов некуда посадить, организаторы смотрят показ стоя. На сцене все очень достоверно и органично, сценическое решение найдено точно и адекватно драматургии. Первые влюбленности, обнаженные чувства, реальные подробности диалогов завораживают и долго не отпускают зрителей», — так оценили организаторы показ. По итогам зрительского голосования 7% — «против», 93% — «за».

В первый день февраля прошел прогон перед сдачей спектакля от подростков для подростков про подростков.

Сразу стоит оговориться, что пьес подобного типа представлено на театральных подмостках страны, не сказать, чтобы с излишком. Пожалуй, корректно будет употребить слово «мало». А работы такие нужны. В конце концов, какой подросток прислушивается к взрослым, а уж тем более к родителям? Максимализм, бунтарство, в общем, плавали знаем.

Название спектакля не только напоминает одну известную соцсеть — проведена параллельная прямая. С первых минут постановки речь ведется о жизни в режиме онлайн. Общение посредством гаджетов лейтмотивом проходит через весь текст. Вспомнили даже «Одиночество в сети» Вишневского. Впрочем, жизнь ставит перед необходимостью искать и офлайн-контакт. Этот факт оставим безоценочным. Просто он остается фактом.

Спектакль рассказывает о жизни подростков прямо сейчас, в этот день, час, минуту. Выходит честно. В конце концов актеры, а их возраст от 12 до 17 лет, знают о чем говорят.

К середине спектакля, пока восседающие в зрительном зале школьники смеются, перешептываются и ахают, на губах взрослых растягивается улыбка умиления. До конца спектакля она уже не сходит. Потому что поколение оно, безусловно, и новое, и какое-то «другое». Жизненные декорации, в которых растут дети, сменились. Но вечные вопросы остались. И главная из них, конечно, любовь. В конце концов, с ней и нам взрослым все не очень то и ясно.

Помните диалог школьника с отцом о безответных чувствах в фильме «Реальная любовь»?

— Не слишком ли ты молод, чтоб влюбляться?

— Нет.

— О, ну, в общем, хорошо… Признаться, мне стало намного легче.

— Почему?

— Ну, потому что я думал, что все намного хуже.

— Хуже, чем агония неразделенной любви?

— О. Нет, ты прав. Это же агония.

Конечно, серьезной «агонии» на сцене вы не увидите. И было бы это даже излишне, чрезмерно. Но смущение, замешательство, страх, любопытство, мечты, даже баловство прошивают полотно спектакля разноцветными нитями. Узор получается причудливым, выпуклым и милым.

Если вы заблудились в своем взрослом ребенке или ваш взрослый ребенок заблудился в себе — найдите время на «Контакт». А там и сам контакт.

 

Катерина Иванова

Онлайн-журнал «Класс», 2 февраля 2018 г.

http://newsomsk.ru/class/news/69404-kontaktiruy_omskaya_premera_ot_dlya_i_pro_podrostk/