Квадрат на миллион

В свой день рождения актер Игорь КОРОТАЕВ пригласил зрителей в Лицейский театр. В качестве угощения именинник предложил публике «Жвачку Малевича» — свои рассуждения на тему искусства и его цены.

За гранью понимания

День рождения Игоря в стенах Лицейского стал уже традицией – и для театра, и для его постоянных зрителей. Каждый год 21 февраля ведущий артист делится своими мыслями и переживаниями – говорит, сегодня можно:

— Вот некоторые не любят свой день рождения, а я как раз наоборот. Только в этот день ты имеешь право ощущать некую привилегированность, поэтому я и  позволяю себе вынести на публику собственные мысли на творческой встрече. Только не пиши «бенефис», — замечает Игорь. — Не люблю это слово, оно отдает самовосхвалением, а смысл же не в этом. Я не хочу себя чествовать, не хочу никого учить. Наша встреча в театре – это тот же разговор за столом: единственная разница в том, что зрители мне не отвечают.

Поводом для монолога на сей раз послужила услышанная артистом новость о баснословной сумме, отданной на аукционе за полотна, чья художественная ценность не поддается логике простого обывателя. С демонстрации этих картин и озвучивания цены и начался творческий вечер: на экране красный прямоугольник – «Кроваво-красное зеркало» Герхардта Рихтера, за которое пожелавший остаться неизвестным покупатель отдал 1,1 млн долларов, два оранжевых прямоугольника — «Без названия» (1961) Марка Ротко, 28 млн долларов, и так далее.

Артист со сцены честно признался в собственной несостоятельности как художественного критика: мол, как можно за «каля-маля» отдать 28 миллионов. И назвал себя обывателем, для которого важнее и дороже рисунок ребенка, на котором каждая палочка понятна: эта палка — мама, эта — папа, дальше братья, пальма, дом.

И десяти  хватит

— Еще 15 лет назад я следовал тенденциям молодежной среды, зависел от всех этих «Дольче и Габбана». Но когда мои дети начали называть вещи своими именами, когда бренд стал стоить действительно очень дорого – я от этой мишуры отказался. Продал внедорожник и купил российскую машину. Не потому, что я жадный, а потому, что это выгоднее с практической точки зрения, — рассказал артист в интервью. —  И отбросив шелуху, почувствовал себя расслабленно, и стал спокойно, не стесняясь, признаваться: да, я обыватель. Обывательство в моем представлении —  это не отсутствие знаний, а спокойное отношение, основанное на реальной сути вещей, на практичности. Здесь, на вечере, я показал одну из граней своей личности – ту, которая измеряет искусство деньгами, представляя, как в детстве: а что бы я купил на эти 28 миллионов?… Мне бы и десяти, на самом деле, хватило – пять отдал бы на строительство нового здания Лицейского театра, а пять оставил себе, — улыбается Игорь. — Но вторая часть моей личности точно знает: к искусству нельзя подходить с практической точки зрения. Вторая моя половина вообще тему денег в творчество не интегрирует.

Свой день рождения на публике Игорь отметил уже в третий раз. Если прошлые встречи были связаны с воспоминаниями о прошлом и познакомили поклонников творчества артиста с его детством, то в этот раз все оказалось сложнее. Настроить зрителей на ностальгический лад  легче: кто откажется лишний раз вернуться в волшебный мир детства? А вот со взрослыми рассуждениями сложнее. Судя по откликам зрительного зала, по выражениям лиц, теории «первой грани» личности Коротаева пришлись не каждому по душе. А может, кто-то просто побоялся признаться сам себе в обывательстве.

Татьяна Попова

«Вечерний Омск-Неделя», №8 / 28 февраля 2018 г.