«Каштанка»: когда клоуну не до смеха…

14 ноября в Лицейском театре состоялась премьера спектакля «Каштанка» по мотивам одноименного рассказа Антона Чехова. Над постановкой работал главный режиссер театра Сергей Тимофеев.

История о собаке, которая случайно потеряла своих хозяев, а потом волею судеб стала цирковой артисткой, чаще ставится как детский спектакль. Но в Лицейском театре решили копнуть глубже, и короткий бытовой рассказ Чехова воплотился в серьезную драматичную постановку с детальной проработкой характеров.

История, которую можно увидеть на сцене Лицейского, значительно разрослась по сравнению с первоисточником. За счет того, что дрессированные звери – гусь, кот и свинья, которые были у Чехова описаны очень скупо, в спектакле стали полноценными образами. У каждого из них появился не только яркий характер, но и биография. Например, мы узнаем, что кот Федор Тимофеич попал в цирк будучи еще совсем маленьким котенком. Его принесли в бумажном кульке, а выкармливать малыша пришлось обезьяне, потому что на тот момент из всех цирковых животных только у нее было молоко. Такие истории и диалоги между животными были придуманы специально для спектакля. Несмотря на то, что у Чехова их нет, на сцене все выглядит очень уместно и органично.

Актеры, исполняющие роли животных, очень метко передали и образы, и пластику. Так, гусь Иван Иваныч в исполнении Игоря Коротаева – немного философ, немного йог. Чтобы сосредоточиться, он принимает медитативную позу, все делает неспешно, солидно. И ведь есть отчего важничать –предки Ивана Иваныча, согласно легенде, когда-то спасли Рим. Кот Федор Тимофеич, которого исполнил Юрий Щадукин, — тоже важная персона. Двигается он вальяжно, а также любит делать вид, что ему не до чего нет дела. Самым забавным персонажем в спектакле получился свинья Хаврон Иваныч в исполнении Игоря Майорова. Добродушный толстяк, который время от времени крадет со стола капусту и другую вкусную еду. Каштанка (Наталья Коротаева) – суетливая любопытная собачка, которая постоянно находится в движении и воспринимает дрессировки как веселую игру.

Интересно то, что в отличие от рассказа Чехова, в спектакле Лицейского театра главным героем является не Каштанка, а приютивший ее клоун (Евгений Точилов). На сцене разворачивается история о предназначении творческого человека и преследующих его трудностях. «Наш спектакль о том, что не нужно бояться ни кризиса, ни потерь. Ведь любая потеря – это начало новой жизни. По сюжету, умирает дрессированный гусь, Каштанка пропадает, и клоун не знает, что теперь делать. Но он все это записывает. Станет он писателем или нет – не известно. Сам Чехов когда-то, будучи доктором или студентом, записал свои переживания и вырос в писателя», — рассказал Сергей Тимофеев.

Специально для спектакля был написан диалог между клоуном и Каштанкой, являющейся ему во сне то ли в образе девушки, то ли в образе говорящей собаки. Клоун не может понять, почему она выбирает своего прежнего хозяина – пьяницу Луку Александрыча, который держит ее впроголодь, и отказывается от карьеры артистки.

«Наш спектакль в том числе – это история о предназначении. У клоуна – это театр. По сюжету, у героя нет семьи, у него есть только труппа артистов. А у Каштанки есть Лука Александрыч и его сын Федюшка, и этого ей достаточно. Только это не укладывается в сознании клоуна – как можно променять творчество на любовь? Если вспомнить, у Чехова описано, как жила Каштанка в прежнем доме. Федюшка давал ей кусочек мяса на веревке, а потом выдергивал его из желудка и при этом заливисто смеялся. И все равно это ее семья», — пояснил режиссер.

Особенностью «Каштанки» в Лицейском театре также стало использование кукол. Так, гусь, кот, свинья и собака появляются в постановке в двух ипостасях. Чтобы помочь артистам овладеть мастерством управления куклами, в театре даже обратились за консультацией к Дмитрию Войдаку — актеру и режиссеру театра «Арлекин». Также труппа Лицейского проделала серьезную работу в плане изучения циркового мастерства.

«Мы съездили в цирк и поняли, что мы подходим к процессу как артисты в театре, а там все иначе, — поделился Сергей Тимофеев. – В цирке артисты очень спокойны, расчетливы, не делают лишних движений, но и не стоят на месте – все время разминаются. При этом сосредоточенность у них колоссальная. В театре актер может ошибиться, в цирке — нет. Одним словом, мы съездили, посмотрели на все, что делали, зачеркнули это и стали пытаться добраться до правды цирковой».

По словам режиссера, спектакль получился для актеров «физически затратным». Особенно это касается сцен дрессировки, репетиций и выступления на сцене. Кроме того, многим артистам необходимо следить за своим кукольным альтер-эго. Поэтому было решено сделать два актерских состава. Во втором принимают участие Вячеслав Еремин (клоун), Дарья Березовская (Каштанка), Александр Боткин (гусь), Евгений Трубкин (кот), Алексей Осипов (свинья), Ольга Урлапова (Марья). В Лицейском считают, что в итоге у них получились два совершенно разных спектакля и даже предлагают сходить на оба, потому что каждый раз зрителя будут ждать новые впечатления.

 

Катерина Корф

«Ореол», 21 ноября 2018 г./№47