«Каштанка» для взрослых. Глубокая рефлексия на сцене Лицейского театра

Сергей Тимофеев представил взрослую версию известного рассказа Антона Чехова «Каштанка» на сцене Лицейского театра. В руках у исполнителей ролей животных оказались куклы, овладеть которыми лицеистам помог артист театра «Арлекин» Дмитрий Войдак.

«Каштанка», да еще и с куклами, вышла с возрастным ограничением 12+. Согласитесь, это нечто непривычное для зрителя, ведь кажется, что любимый с детства сюжет про дворнягу, которая оказывается в цирке, это чуть ли не детская сказочка. Но Чехов был бы не Чеховым, если б в его рассказе не было психологической глубины. Режиссера Тимофеева заинтересовала как раз не история из мира животных, а глубокая рефлексия творческого человека, так в «Каштанке» главным героем стала не рыжая собака, а Клоун.

Зритель оказывается в актерской гримерке потерянного, печального артиста, который пытается оценить свою жизнь, вглядываясь в пламя свечи. За спиной у него шумное представление, глупые танцы с разряженной клоунессой и абсурдные сценки, где кот женится на свинье. Об этом ли мечтал Клоун, главный герой спектакля Сергея Тимофеева? Клоун в исполнении Вячеслава Еремина представляется слишком тонким и интеллигентным для этого расписного балагана — абсолютно сегодняшний, ищущий герой оказывается в атмосфере старого, дурновкусного цирка. На этом эстетической контрасте в «Каштанке» возникают новые смыслы, рассуждения о таланте, его наличии и отсутствии: если среда вводит героя Еремина в депрессию, то значит ли это что талант Клоуна слишком велик для цирка? Но он так искренне, внимательно и по-доброму требовательно относится к своим животным-артистам, вкладывая в них весь свой творческий огонь… Но в итоге Клоун выдает представление, после которого раз за разом будет сидеть в своей гримерке и все больше погружаться в творческий кризис. Получается, что история уже не о непризнанном гении, а о чересчур амбициозном бездаре? Глубокий образ, о котором можно рассуждать бесконечно.

Прямой разговор о таланте и призвании состоится и в спектакле. Автор инсценировки Валерий Степанов сочиняет сцену объяснений убежавшей с арены Каштанки и брошенного Клоуна, где Каштанка смело говорит о том, что хочет зарыть свой талант в землю. Собака, разговаривавшая до этого момента только с другими животными, вдруг обретает голос и смело спорит со своим хозяином. Стилистически это объяснение весьма выбивается, и если режиссеру удалось выдержать форму «театра в театре», то некоторые изыски драматургии разрушают очарование истории, в которой, как кажется сперва, так удачно найден философский лейтмотив. Абсолютно необязательной является героиня Марья (Ольга Урлапова) режиссер с драматургом превращают ее в практически немую слугу просцениума, которая в финальной сцене вернет фантазийные полеты постановщиков к литературному источнику и поставит точку в спектакле цитатой из финала рассказа. В спектакле не так много персонажей, и у каждого есть своя история, свое развитие, а один единственный герой, которому не придумали никакого обоснования – намек на то, что Чехов все-таки не до конца поддался авторам спектакля.

Безусловная удача «Каштанки» — это ансамбль актеров, которые исполняют животных. Сильная пластическая работа, наблюдения не пародийные, но раскрывающие характер персонажей. Работа с куклой сменяется работой живым планом, очевиден становится прием олицетворения – так и у Чехова животные – это не наблюдение за фауной, а воплощение живых людей. Дуэт гуся Иван Ивановича (Александр Боткин) и кота Федора Тимофеевича (Евгений Трубкин) – одна из сильных сторон спектакля. У Боткина и Трубкина получились по-настоящему чеховские герои, которые промелькнув стремительно успели и пофилософствовать, и повеселить, и увести сюжет в экзистенциальную драму о жизни и смерти маленького человека.

Каштанка (Дарья Березовская) юная мечтательница, радостно принимающая свою новую жизнь артистки. Она легко входит в закулисный мир и так же легко его покидает. Юная леди оказывается в мужском мире, где даже свинью Хавронью Ивановну играет резвый парень Хаврон (Алексей Осипов). Каштанке снятся сюрреалистичные сны, она видит себя дивой на арене, но вдруг, по первому зову ее старых хозяев, бросает сцену и уходит в старую жизнь без сожалений…

А Клоун, которому посвящена эта история, остается наедине со своими вопросами о смысле жизни и своем месте в искусстве. Перед ним горит огонек, и, если Каштанка свою свечу погасила, и забыла о своем призвании, то Клоун все еще не остался в полной темноте.

 

Екатерина Кулакова

«Аргументы и Факты в Омске», 14 ноября 2018 г.

http://www.omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/kashtanka_dlya_vzroslyh_glubokaya_refleksiya_na_scene_liceyskogo_teatra