Игры с Дьяволом. В Лицейском театре Омска – премьера

Две девчонки, недавно окончившие школу, мечтают уехать из родного городишки. Куда? Конечно же, в столицу – ведь именно там можно стать богатыми и знаменитыми.

И если Юля, живущая с отцом и мачехой, хотя бы учится, пусть и явно в «левом» вузе, то Наташа только обещает поступать на будущий год «куда-нибудь». Живёт девчонка с матерью-медсестрой, читает книжки и грезит Вадимчиком, в которого влюблена и из-за которого даже дерётся пару раз с соперницей. Сам неведомый Вадимчик не реагирует на своих поклонниц, и зрителю предстоит узнать, почему.

Торговля душой

Девочки, как сейчас принято говорить, из социально незащищённых семей, думают, как им обрести такое недостижимое материальное благополучие, и в голову не приходит ничего лучше, чем продать свою душу нечистой силе.  Они идут на пустынный перекрёсток в поисках того самого Дьявола, но в итоге знакомятся со странным мальчиком, который приводит их к загадочному дедушке.  Юля и Наташа, предполагая в дедушке тот самый предмет своих поисков, заключают, как им кажется, выгодную сделку. Но всё не так просто – душу можно продать, только предав того, кто к тебе расположен и совершенно не ожидает такого удара в спину. А ещё, оказывается, обращение к нечистой силе очень сильно влияет на физическое состояние, и через это также придётся пройти двум девушкам.

Целеустремлённые подружки преодолеют физические недуги, а моральные принципы – это вообще из области неведомого. Но, получив желаемое богатство, они вдруг осознают, что именно натворили, и пытаются теперь уже у священнослужителя выторговать себе индульгенцию. «Я не хочу гореть в аду и лизать сковородки», — совершенно по-детски заявляет Юля. Но так ли легко вернуть утраченное? И вообще получится ли это у Юли и Наташи, даже если они построят церковь и будут замаливать грехи? Автор оставляет этот вопрос на суд зрителя…

Актуально с 1980-х

«Невероятные приключения Юли и Наташи» Герман Греков и  Юрий Муравицкий написали ещё 10 лет назад. Пьеса за эти годы получила ряд призов на престижных драматургических конкурсах, была опубликована в журнале «Современная драматургия», переведена на итальянский язык и поставлена в нескольких российских театрах, в том числе и самими авторами.

В Омске за неё взялся худрук Лицейского театра Сергей Тимофеев. Причём решил поставить её с собственными студентами, будущими актёрами из ОмГУ (третьекурсницы – в главных ролях Юли и Наташи). Как признался Сергей Родионович, он несколько лет назад предлагал эту пьесу актёрам Лицейского театра, но они отказались. Возможно, решили, что она не очень актуальна? Хотя режиссёр считает, что тема выбора своего пути – а именно она является лейтмотивом «Невероятных приключений Юли и Наташи» — важна во все времена.

«Пьеса затрагивает важные проблемы современной жизни, более того, тема эта актуальна годов с 80-х, просто пьеса тогда не была написана, — говорит Сергей Тимофеев. – Проблема такая: у нас дети «бесхозные»: ни мама, ни милиция, ни окружающий мир их не видят. Растут девочки, как бурьян при дороге. Эта пьеса для нас с вами, чтобы мы обращали внимание на детей. И не только на своих собственных – на всех. Мне кажется, она злободневна».

Время покажет

Автор этих строк отдельно хотел бы отметить бережное отношение режиссёра к публике. В пьесе присутствует и ненормативная лексиса, и намёки на однополую любовь, но Сергей Тимофеев всё это убрал, потому что, на его взгляд, мат ничего не даёт для раскрытия образов главных героинь. А мы добавим – ещё и оттолкнёт омских ценителей театра. Да и возрастной ценз автоматически поднимет, а ведь спектакль было бы неплохо посмотреть тем самым тинейджерам – любителям красивой жизни, о которых идёт речь.

…В заключение два слова о технических решениях. Все знают, что сцена в Лицейском скромная, поэтому декорации чаще всего минимальны и мобильны. Здесь три колонны-трёхгранника быстро превращают комнату Наташи в кабинет «наместника Дьявола» Михаила Ефимовича, а помогают смене декораций энергичные представители нечистой силы. Спектакль начинается с некогда суперпопулярной, но и сейчас не забытой композиции «Нас не догонят» группы «Тату», и эта музыка сопровождает всё действие, органично в него вписываясь. А вот впишется ли сам спектакль в репертуар Лицейского? Это покажет время и зритель.

Ольга Коробова

Сайт газеты «Аргументы и Факты» в Омске, 10 марта 2021

https://omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/igry_s_dyavolom_v_liceyskom_teatre_omska_premera