Живущие в нуаре

В Лицейском театре идут репетиции спектакля «Трамвай «Желание» по самой знаменитой пьесе Теннесси Уильямса. Постановкой в жанре тропический нуар занимается молодой московский режиссер Виктория КАМИНСКАЯ.

У истоков – жанр

Виктория уже имела опыт успешной работы с лицеистами: поставленный ею «Оркестр» был признан лучшим спектаклем 2017 г. по итогам областного конкурса омского отделения СТД. Собственно, успех и стал для театра поводом продолжить отношения с перспективным режиссером. Получив от художественного руководителя лицеистов Сергея ТИМОФЕЕВА предложение снова поработать в Омске, Виктория открыла свой «режиссерский чемоданчик» — список того, что и в каком виде хочется поставить где бы то ни было. Обсудив, выбрали «Трамвай «Желание» — красивое завершение юбилейного сезона, подходящее и к камерной сцене, и к актерским типажам в труппе.

— Не знаю, как у других творческих людей происходит, но у меня сразу после прочтения пьесы возникают вспышки, образы, иногда цвета. Как только я поняла, что хочу ставить «Трамвай «Желание», первым родился жанр – тропический нуар. От этого начало монтироваться все мое дальнейшее видение пьесы, — рассказывает Виктория. — Как и в «Оркестре», здесь большое внимание уделяется музыке. Все эти треки родились уже в Омске, когда мы приступили к работе. У меня в голове два дня крутилась одна и та же песня, и когда я нашла ее в интернете, обнаружила, что оригинальный трек в исполнении Нэта Кинга Коула – 48-го года. А действие «Трамвая» как раз происходит в 50-х. Иными словами, когда ты постоянно находишься в процессе, мозг начинает сам что-то подсказывать.

 

Найти и оправдать

Погружение в процесс происходит абсолютное – как у режиссера, так и у актеров. Спектакль по пьесе Уильямса ставится в кратчайшие сроки, и такая проектная работа, когда на рождение и отшлифовку новой постановки отводится месяц, заставляет лицеистов жить в напряженном ритме. И одновременно позволяет сконцентрироваться, поскольку все внимание актера отдается одной роли.

На главные роли в новый спектакль Каминская взяла ту же актерскую команду, что и в «Оркестре»: Дарья Оклей воплотит на сцене образ Бланш Дюбуа, Анастасия Максименко сыграет ее сестру Стеллу Ковальски, а Александр Боткин репетирует Митча. А вот на роль Стэнли Ковальски назначен Евгений Точилов, ранее не работавший с этим режиссером. И он уже успел нарушить запрет Виктории, крайне не рекомендующей актерам смотреть экранизации пьесы, над которой предстоит работать. Евгений нашел классический фильм 1951 г. с Марлоном Брандо и Вивьен Ли, сценаристом которого выступал сам Теннеси Уильямс.

— Мне было интересно, как они решили образ моего героя, — объяснил артист свой поступок. – И я увидел странное решение. Стэнли можно было сделать гораздо интереснее – то, чего мы сейчас и пытаемся достичь. Когда ты смотришь фильм, у тебя сразу отношение формируется: все понятно, отрицательный персонаж, его поступки, которые в конце приводят к трагедии, достаточно предсказуемы. А мне бы хотелось в этом образе найти еще и человека: оправдать и понять, почему он так поступает. Ведь не потому, что он злодей с детства, которому место в тюрьме – что-то же его спровоцировало.

Актер пытается найти в Стэнли человеческое начало, максимально для себя его оправдать, и чувствует, что это уже получается.

— Герой симпатичен мне тем, что он настоящий, в нем очень мало наносного: такой первобытный человек, в котором много физической силы и эмоций, у него все разложено по полочкам, он уверен в своей жизни и в своих позициях, поэтому и на работе, и у друзей всегда становится лидером, — продолжает Евгений. — И когда его начинают сбивать с этих позиций, когда его воспринимают не как героя и настоящего мужчину, он начинает пытаться вернуть свое положение. И тут начинается то, что я не принимаю в Стэнли – до какой степени жестокости он может доходить, возвращая себя на пьедестал.

 

Сплошная фикция

Виктория Каминская подчеркивает, что максимально реалистичная, жесткая пьеса Теннесси Уильямса – о нас сегодняшних, об инфантильности и попытке вырваться из замкнутого круга, о саморазвитии и самодостаточности, о такой социальной проблеме, как равнодушие. Режиссёр придумала «поддельную» обстановку дома семьи Ковальски: бумажный торт, нарисованное мелом на стене радио, простыни из пакетов. А художник Марина Шипова предложила дополнить сценическое решение одной метафорой – трамваем-конструктором. Он и стена дома, и часть квартиры, разрушающаяся и восстанавливающаяся вновь. Фиктивная реальность – иной она не может быть у этих обитателей нуар-пространства, не имеющих внутренних опор.

Насколько удастся лицеистам донести идею до зрителя, увидим на премьере 26 июня.

Татьяна Сорокина

«Вечерний Омск-Неделя», 19 июня 2019 г.

http://omskgazzeta.ru/kultura/zhivushchie-v-nuare