Дон Жуан не только пылкий любовник, но и утонченный воспитатель чувств

Ох уж этот Дон Жуан, герой и кумир женщин всех времен и всех народов! Не пошлый, заурядный ловелас, а рыцарь и романтик любви, о котором вспоминают и с восторгом, и с благодарностью. При условии, что он встретился на вашем пути. А если нет, — что ж, все еще впереди.

В судьбе мужчин любовь не основное,

Для женщины любовь и жизнь — одно,

В парламенте, в суде, на поле боя

Мужчине подвизаться суждено.

Он может сердце вылечить больное

Успехами, почетом, славой, но

Для нас одно возможно излеченье:

Вновь полюбить для нового мученья!

Есть такое замечательное понятие — воспитание чувств. Воспитание, как известно, — это процесс, который желатель­но начинать еще с младых ногтей. Особенно в наше время, когда души прекрасные порывы считаются чуть ли не извра­щением, зато в чести цинизм и пошлость. И тут, пожалуй, лучшее из лекарств — отечественная и мировая классика. Поэтому появление в репертуарной афише Лицейского теат­ра моноспектакля «Дон Жуан» Джорджа Гордона Байрона можно расценивать не только как художественное событие, но и как несомненно мощное воспитательное явление.

Заслуженный артист России Вадим Решетников и вся постановочная группа: режиссер Сергей Тимофеев, худож­ник Игорь Рыбалка, художник по костюмам Лиана Прохо­рова, композитор Сергей Шичкин, художник по свету Антон Данилин и звукорежиссер Андрей Сергеичев, — представи­ли зрителю первую главу поистине бессмертного творения английского классика. Но с каким тонким вкусом, изяще­ством и юмором они это сделали! Конечно, в этом деле лучшим штурманом был сам Байрон, его удивительно гармо­ничный и естественный поэтический слог, живость и широта словесной палитры, глубина и убедительность психологии героев этого произведения.

Но надо было еще и прочитать, и сыграть в одном лице и женские, и мужские роли так же естественно и непринуж­денно, как это сделал автор своим пером. Эта задача сто­процентно удалась Вадиму Решетникову. Определенное наст­роение, не лишенные лукавства и улыбки акценты помогали ему расставить в спектакле (хотя и безмолвно) Юлия Дивак и Мария Шпакова.

Итак, помимо эстетического наслаждения, зритель Ли­цейского театра получил превосходный урок литературы, истории, философии, географии. Причем очень изящно в программке постановщики спектакля обратились к сидящим в зрительном зале с полуироническим назиданием, относя­щимся к именам и понятиям, «смысл которых несколько замутнен временем, прошедшим с момента написания поэмы Джорджем Байроном». Совершенно прелестный педагоги­ческий приём!

А кроме этого, Лицейский преподал урок хорошего тона, куртуазности, умения красиво и ярко выражать свои чувства. Что немаловажно для поколения, которое изо дня в день слышит по телику главнейшую эмоцию современности: «Ты в порядке?» Так пусть поучатся у «Дон Жуана» выражать свои мысли и ощущения так, чтобы у противоположной стороны дух захватывало от восторга и нежности.

Впрочем, этому не грех бы поучиться и вполне взрослым мужчинам. Так что отправляйтесь в гости к Дон Жуану в Лицейский театр. Ей-богу, не пожалеете!

 

Л. Александрова

 «Новое обозрение», 7 марта 2001 г.