Где зарыт ключ к счастью?

В драматическом Лицейском театре опять премьера. Лицеисты подарили зрителям ещё один трогательный, романтический спектакль.

Пьеса румынского драматурга Михаила Себастиана (настоящие имя и фамилия – Иосиф Гехтер) «Безымянная звезда» хорошо известна в России. Она стала основой культового фильма с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской, снятого в 1978 году Михаилом Козаковым. Ставят ее театры и сегодня, при этом многие откровенно терзают авторский вариант, перекраивая по своему вкусу, добавляя «клубнички».

Раскрыть авторский замысел в «Безымянной звезде» совсем не просто. Пьеса обманчива своей видимой легкостью и опасна неожиданными парадоксами. Но с поразительной щедростью открывает свои богатства тем, кто думает о театральном искусстве, а не о своем пиаре. И думается, режиссеру Владиславу Пузырникову это удалось. Он поставил «Безымянную звезду», обозначив ее как комедию, но придав ей щемящие нотки мелодрамы.

Спектакль – не остросюжетный, но он так насыщен эмоциями и философией, что свободно удерживает внимание зрителя в течение двух часов и оставляет в душе каждого свой след. И к тому же совершенно современный. Лицеисты не привязывают историю, рассказанную автором, ни к исторической эпохе, ни к географическому месту, ведь в пьесе Себастиана ставятся вечные вопросы – любовь, мечта, выбор. И пока человечество живо, оно всегда будет мучиться этими вопросами.

Главные роли богаты и многоплановы, роли второго плана – каждая с изюминкой.

Без окружающих главных героев ярких персонажей – мадемуазель Куку (Татьяна Притуляк), начальник вокзал (Игорь Горчаков), ученица Земфиреску (Светлана Позднякова), господин Паску (Александр Боткин) и других – не случилось бы и всей удивительной истории.

Учитель Марин Мирою (Вячеслав Ерёмин) – центральная и самая весомая «звезда» среди персонажей пьесы. Все остальные «притягиваются» именно к нему. Трудность роли учителя – в ее богатстве: это и ученый, и поэт, и ироничный философ, который при этом остается живым человеком. Дополняет мечтательного звездочета его коллега и такой же романтик – учитель музыки Удря (Евгений Трубкин), талантливый композитор, в котором всегда звучит его музыка.

Прекрасная незнакомка – Мона (Наталья Коротаева) – появляется из другого, практически «параллельного» мира. Мирою говорит о звездах, Удря о симфонии, Мона вообще непонятно о чем, при этом симпатия распространяется на всех троих, и «зажигание» срабатывает между Мирою и незнакомкой. Мона узнала, что значит жить и что такое счастье. При этом оказалось, что если ничем не жертвовать – счастье невозможно! Но жизнь, в которой нет счастья, как говорит ее хозяин-красавец Григ (Иван Притуляк), «удобна, и ты неплохо в ней устроилась». Логично и вполне в духе нашего времени: деньги победили.

А зритель вновь и вновь возвращается к мысли, что озвучил герой Мирою: «Потому что никто никогда еще не переходил с одной звезды на другую. Потому что ни одна звезда никогда не отклоняется от своего пути». Или это возможно? Как ответят на вопрос молодые, те, кому адресована постановка? Есть ли в наше время – менеджеров, бизнес-леди, менчендайзеров, предпринимателей – романтики?

Дивная романтическая притча. Спектакль – многоплановый и шикарный. И зрителю есть над чем подумать.

Татьяна ЖУРАВОК

«Красный путь», июнь 2015 г.