В «Шалом» соединились китч, фарс, кино и комедия масок

В минувшую пятницу в «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Шалый», поставленная по знаменитой комедии Мольера. Известно, что именно эта пьеса, чье оригинальное название «Шалый, или Все невпопад» принесла драматургу его первый успех.

О сюжете

Молодой человек по имени Лелий, простофиля и шалопай, страстно влюблен в красавицу-цыганку Селию. Однако достичь этой цели ему мешают сразу несколько препятствий. Во-первых, Селию стережет злой старик Труфальдин, который держит цыганку в качестве рабыни. Во-вторых, отец Лелия, завзятый скряга, хочет женить своего сына на богатой девушке – Ипполите. В довершении всего, соперник молодого человека, Леандр, собирается выкупить Селию и жениться на ней. С такой непростой задачей сможет справиться только Маскариль, — первейший плут и верный слуга Лелия. Он придумывает хитроумные уловки, чтобы обеспечить счастье своего хозяина, то вытаскивая кошелек из кармана богача Ансельма, то переодеваясь со своими друзьями в цыганок-танцовщиц. Но по своей глупости и несдержанности юный влюбленный в самом конце портит каждую уловку Маскариля, отчего парочка попадает в уморительные ситуации.

О Мольере и его «вольностях»

Известно, что пьеса «Шалый» — одно из первых произведений, поставленных Мольером на сцене и пользующееся фантастическим успехом. Однако идея этой истории,  как принято считать, принадлежит вовсе не Мольеру. Писатель взял ее из репертуара труппы Николо Барбьери, актера комедии дель арте. «Сегодня эта пьеса для зрителя не нова, — рассказывает режиссер Лицейского театра Сергей Тимофеев, — Ее многократно использовали другие драматурги, растащили диалоги и идеи на другие постановки. В нашем случае мы старались следовать автору, однако не обошлось без своих находок. Одного из незначительных персонажей, друга Маскариля, – Эргаста, мы превратили в женщину – Эргастину. По сюжету нашего спектакля ее роль куда серьезнее. Благодаря ей мы связали пьесу с реальной жизнью Мольера, что также отличает ее от первоисточника. Так как драматург в свое время исполнял роль Маскариля, мы намекнули на отношения с его музой – Мадлен Бежар. Ей приходилось выносить все вольности Мольера– бесконечные измены и даже скандальную женитьбу на ее дочери, которая, возможно, была и его собственной дочерью».

О трудностях постановки

По словам режиссера, эта пьеса была одной из самых сложных работ, над которой приходилось трудиться их театральному коллективу. «Дело в том, что французская драматургия предполагает высочайшую речевую технику, особое существование героев, специфическую логику в развитии, движении действия. Русским артистам уловить все это чрезвычайно сложно. Кроме того, эта комедия соединяет в себе китч, средневековый фарс и элементы итальянской комедии масок. Такое сочетание требует острой характерности каждого персонажа. Комические моменты на ужимках и крике здесь не пройдут. Я думаю, что все еще долго будет шлифоваться, и с течением времени спектакль засверкает во всей своей красе».

Об интересных находках

В театральное действие вносят изюминку некоторые приемы, которые были явно позаимствованы режиссером из кинематографа. Поначалу зрителей то и дело вводит в недоумение, как в самые неожиданные моменты актеры начинают двигаться неестественно быстро на фоне мерцания света и психоделической музыки. «С помощью этого трюка мы разделили главные и второстепенные моменты пьесы, — объясняет Сергей Тимофеев. – Также, как и в жизни, бывает, мы просто сидим, курим, болтаем ни о чем – это можно «перемотать», а как только начинает происходить что-то важное, время замедляется».

 

Е. Шишикина

«Ваш Ореол», №15 / 11 апреля 2012 г.