В поисках внутреннего источника

Когда речь заходит о войне, у каждого из нас возникают свои личные ассоциации об этом понятии, собственное представление о том, что это такое. Оно зависит от многого: от возраста, от поколения, к которому мы принадлежим, от жизненного опыта, от того, какой след оставила война в нашей семье. Со дня Великой Победы прошло уже больше полувека, а мы до сих пор пытаемся понять: где скрыт источник этой великой силы, которая стала чертой целой нации, сумевшей вернуть мир стране и создать могучее государство.

Где искать этот внутренний источник человеку но­вого времени, порабощенному техническим про­грессом и норой не имеющему сил, чтобы побе­дить себя самого? Не в поисках ли ответа на этот вопрос мы снова и снопа пересматриваем фильмы, воз­вращаемся к книгам, покупаем билет на спектакль? В Омске нет пи одного театра, который так или иначе не обратился бы к теме Великой Отечественной войны. В ТЮЗе играют «Летнюю поездку к морю» по киносцена­рию Юрия Клепикова. «Пятый театр» создал сценичес­кую версию знаменитого произведения Бориса Василье­ва «Завтра была война». Музыкальный театр, в котором обращение к военной теме давно стало традицией, имеет в репертуаре такие спектакли, как «Небесный тихоход», «В шесть часов вечера после войны», «Вечно живые», «Зори здесь тихие», а сейчас готовит новую постанов­ку «В мае 45-го…». В чем художественный интерес к этой теме? Возможно, дело в том, что история, скорее нссго, не объяснит нам загадку человека, стоящего между жизнью и смертью. Иетория — это только факты, а природа духов­ной силы находится в иной плоскости, которую можно ис­следовать лишь с помощью художественных «инструмен­тов»: текста и смысла, образов и символов, слова и звука, акцентов и полутонов. Единственная ценность для твор­чества — человек и все, что с ним происходит. И потому в большинстве произведений, которые берет театр, война превращается в событийный фон, в крайнее, трагическое обстоятельство, которое, как лакмусовая бумажка, вы­свечивает характеры.

 

В ЕДИНОМ ВЫДОХЕ

Любопытно, но и машем городе практически во всех постановках, посвященных »гой теме, герои — молодые люди. Конечно, это можно назвать случайным совпаде­нием, ведь многие авторы, писавшие о войне, прошли се молодыми, особенности восприятия событий в этом воз­расте послужили основой в реализации художественных задач. Но все же в этом «совпадении» есть общая логи­ка. Роли молодых героев исполняют молодые артисты, а в зале за судьбой персонажей следят такие же молодые зри­тели. Мы часто говорим о том, как важно сохранить связь поколений, сетуем па то, что с каждым годом молодежь все меньше знает и интересуется нашим прошлым. Од­ной из своих задач театр ставит как раз это — снять грани­цы между поколениями, между их внутренними ценнос­тями, чтобы вывести зрителя к «вечным» вопросам о себе самом и о мире вокруг.

Спектакль «Детство Никиты», идущий в театре кук­лы, актера, маски «Арлекин», был создан к 60-летию Ве­ликой Победы. Рассказ Андрея Платонова «Никита» — о маленьком мальчике, отец которого ушел па фронт, мать работала в поле, а ребенок большую часть времени проводил совершенно один, — никогда не имел сценического воплощения. Сегодня, по прошествии пяти лет с момен­та премьеры, спектакль не так часто появляется в афише. Но за это время он успел побывать на многих фестивалях и получил награды, и эмоциональный отклик, идущий от зрителя, остается неизменен. Режиссер Борис Саламчев использовал мультимедийные технологии, с помощью ко­торых в спектакле был создан не только документально-исторический фон, но и выразительный контраст между пространством, объектами и фигурой Никиты, дающий сильный эмоциональный эффект. В итоге в спектакле сформировалась особая атмосфера, которая целиком за­хватывает зрителя.

Война забрала отца Никиты на фронт. Пятилетний мальчик остался один на один с большим и неизвестным миром. Для него война означает лишь одно: страх, когда все, что окружает его и раньше казалось абсолютно без­опасным, теперь враждебно.

— Роль Никиты, по сути, моя последняя большая актер­ская работа, — говорит актриса Вероника Берман. — Моей целью было создать сложный образ, передать пережи­вания, противоречивые чувства и внутреннюю борьбу, страх ребенка. Я играю этот спектакль не о войне. И что такое война для Никиты? Она начинается, когда уходит отец, и закапчивается, когда он возвращается домой.

—  В моей семье произошло то же самое, что и в плато­новской истории с Никитой. Может быть, потому этот спектакль так близок для меня, — признается актер Эду­ард Павлинцев. — Когда началась война, моему отцу было 6 лет, и его отец — мой дед — ушел на фронт. Но скоро при­шло письмо, в котором сообщалось, ч го он числится пропавшим без вести. Никита своего отца дождался. Мой отец — нет. Придумывая программку к спектаклю, худож­ник попросил актеров принести старые семейные фотографии. И я очень рад, что в программке спектакля, в ко­тором я играю, есть портрет и моего деда.

Когда отец Никиты возвращается, зал как будто делает общий выдох. И так уже пять лет подряд, от спектакля к спектаклю. Почему? Задевает тема? Самобытный плато­новский стиль? Удачно найденная для этой истории фор­ма сценического воплощения? Каким бы ни был ответ, актеры, оставаясь за закрытым занавесом, надеются, что «зерно», «посеянное» этим общим выдохом, ощутимым почти физически, прорастет в юных зрителях.

—  В детстве я не любила смотреть фильмы о войне, чи­тать про это книги. Война была мне неблизка, и было со­вершенно непонятно, почему это так важно – рассуждает актриса Алла Тихонова. — Наверное, так происходит всегда со всеми детьми, подростками, молодыми людьми: ис­тория становится понятна тогда, когда человек обретает свою собственную историю, когда с возрастом меняются наши внутренние приоритеты и мы понимаем, насколько ценной и уязвимой является человеческая жизнь.

 

ТРИ ДНЯ, ВМЕСТИВШИЕ ЖИЗНЬ

В отличие от «Детства Никиты» спектакль «Альпий­ская баллада» Лицейского театра по повести Василя Бы­кова живет только год. И в отличие от «Детства Никиты» идет в театре довольно часто. У спектакля уже иная ад­ресность, в центре совершенно другая ситуация. Одна­ко общими остаются особенность зрительского воспри­ятия и успех постановки не только в Омске, но и в других городах, странах. «Альпийскую балладу» уже видели во Франции, этой весной лицеисты сыграли ее и Италии. Актеры Евгений Точилов и Мария Токарева рассказыва­ют историю «побега, любви и невообразимого счастья», историю трех дней, которые вместили всю жизнь. И сно­ва у военной темы фоновый характер. Война, как плет­ка, подгоняет героев, заставляя их в бесконечной борьбе с горной твердью отстаивать свое право на жизнь. Силь­ные горы, сильные люди и их сильные чувства — три «сти­хии», которые не уступают друг другу, двигая сюжет, кон­центрируя энергетику, превращая пространство сцепы и зала в единое целое.

Перед началом работы и далее, в процессе репетиций, перед режиссером Сергеем Тимофеевым и артистами не­однократно вставал вопрос: «как это сделать?». Как пере­дать состояние человеческого духа и выносливости «на грани»? Как благополучным, современным молодым лю­дям выразить и донести до зрителя чувство страха, когда не знаешь, переживешь ли сегодняшнюю ночь? Как пере­дать это! нерв времени, не сфальшивив и не раздув пафо­сом?

— Нам нужно было «вырастить» эти чувства в себе. Ког­да мы репетировали сцену с хлебом, когда для Джулии и Ивана каждая крошка была на вес жизни, режиссер смот­рел на нас, категорично качал головой и повторял: «Да вы сытые!», — вспоминает Мария Токарева. — Готовя спек­такль, мы много разговаривали, пытались больше понять и внутренне постоянно спрашивали себя: а как бы я пос­тупил? Сейчас я часто думаю о том, почему люди, прошед­шие войну, так долго живут. Потому что они знают цену настоящим трудностям. Ведь многие паши «серьезные» проблемы сегодня надуманны и незначительны в сравне­нии с тем, что пришлось пережить людям того времени.

Молодой итальянке Джулии и русскому солдату Ивану, бежавшим из немецкого плена, судьба подарила только три дня. — Альпийская баллада» Лицейского театра и ее трагическая кульминация проявляет еще одну грань че­ловеческой психологии — способность пожертвовать со­бой ради другого. Перед, последним штурмом скалы Иван пропускает Джулию вперед, асам попадает под пулю. Так или иначе в основе природы человека лежат два взаимо­связанных чувства: любовь к жизни и страх ее потерять. Всё остальное часто определяется их степенью и умени­ем воспринимать их в отношении кого-то еще, кроме себя самого.

 

САГА О ВРЕМЕНИ

В театре «Студия» Л. Ермолаевой идут репетиции пье­сы А. Арбузова «Мой бедный Марат». По словам режис­сера Юрия Шушковского, несмотря на то, что премьера состоится ближе к 65-летию Победы, театр намерен сде­лать спектакль вне юбилейного контекста и так же, как Лицейский, активно включить его в репертуар. В студии сегодня существует спектакль «Слово, опаленное вой­ной» — сценический коллаж из песен и страниц военной прозы. Артисты играют его в основном вне стен театра, на выездах. Теперь театр решил сделать спектакль для своей сиены. «Мой бедный Марат» — история с ненавяз­чивым присутствием военных реалий, без морализаторст­ва и ложного «осовременивания», спектакль о людях, ко­торые встретились в огромном городе в страшное время, обещали друг другу пройти свой путь до конца и так и не смогли реализовать в жизни то, о чем страстно мечтали в юности. Почему? Поразмышлять об этом театр намерен вместе со зрителями. А зритель, как надеются создатели спектакля, у этой постановки будет самый разный: ветераны, среднее поколение и, конечно же, молодежь.

  • Их много, тех людей, которые именно вот так прожили свою жизнь, тех, кого война переломила, не дав осу­ществить задуманное, — говорит актриса Наталья Тыщенко, исполнительница роли Лики.
  • В нашем спектакле война передана как состояние ломки психологии   человека,  фактор,  изменяющий  его мировоззрение, — продолжает мысль актрисы режиссер Юрий  Шушковский. — Трое ребят пытаются пережить трудности. Будучи детьми, они вынуждены повзрослеть раньше времени. И вся их жизнь — это сага о времени — военном, послевоенном и уже «успокоившемся», мирном. Наташа сказала, что они не смогли реализовать то, что хотели. Но их ни в коем случае нельзя считать неудачни­ками. Это представители того поколения, которое, прой­дя войну, смогло восстановить страну и нашло силы жить, при множестве изломов остаться собой.

«Умейте быть счастливыми сегодня, потому что никто из живущих не знает, что будет завтра», — такими строка­ми театр обращается к зрителю. О ценности человеческой жизни, каждого ее мига говорят герои многих спектаклей по военным произведениям. Они говорят о страшном и великом времени, потребовавшем от каждого огромной силы духа. Однако мужество, крепкая воля, уверенность в том, чего хочешь, четкие принципы необходимы не только в эпоху «больших смут». Все это нужно для того, чтобы, оглядываясь назад, было не стыдно перед самим собой за то, что создано в жизни, и за то, что создать так и не получилось.

 

Валерия Калашникова

«Омская муза», №1 (26) / май 2010 г.