«Вначале был режиссёр». В Лицейском театре Омска ставят Теннесси Уильямса

Всего за месяц в формате полного погружения здесь репетируют классику – «Трамвай «Желание».

Несколько десятилетий назад в педагогике появилась методика «погружения», и её стали применять в российских вузах, а затем и в школах.

Что означало это на практике? В расписание ставят всего два предмета вместо, скажем, шести или семи, и занятия идут только по этим предметам, пока не будет пройден весь курс. Сдан зачёт/экзамен, в расписании появляются следующие два предмета, в которые полностью погружаются ученики.

 

«Ребёнок вырос»

Теперь метод погружения пришёл и в театр. Время такое – приглашённый режиссёр не может жить в чужом городе два-три месяца: и график не позволяет, и средства. Поэтому в Лицейский всего на месяц приехала столичный режиссёр Виктория Каминская, которая и погрузила актёров в пьесу Теннеси Уильямса. К концу месяца, под занавес юбилейного четвертьвекового сезона, здесь дают «Трамвай «Желание» — пьесу с 70-летней историей, но отнюдь не потерявшую своей актуальности.

Журналист «АиФ в Омске» побывал на репетиции и во время традиционного «Культурного завтрака», организованного «Омской правдой», получил возможность задать несколько вопросов режиссёру Виктории Каминской и исполнителю главной роли Евгению Точилову.

Впрочем, первое слово худруку Лицейского. Сергей Тимофеев сразу заявил «Вначале был режиссёр. А потом появилась дорога, какую-то часть которой мы готовы пройти вместе».

Как режиссёр Виктория Каминская поставила в Лицейском два года назад «Оркестр», который уже стал лучшей театральной работой прошлого года и осенью поедет в Тару на  «Сотоварищи».

Кстати, специально к приезду режиссёра спектакль поставили в репертуар, и Виктория с огромным волнением посмотрела его. «Нечасто, когда я заканчиваю работу, вижу еще раз своих «детей». Это отдельный трепет, когда через такое большое время, через два года, я могу оценить постановку заново. Каждая фраза вспоминается, за каждого дышится, и главное, чтобы артисты не видели, как трясутся руки, — призналась Каминская. – Ребёнок вырос. Артисты обросли какими-то характерами ещё больше, где-то углубили, где-то больше срезали. Я была горда тем, что это моё дитя».

Что касается дороги: после «Оркестра» появилось желание сделать что-то ещё. Режиссёр вносила предложения худруку, он рассматривал, предлагал своё, и вот так в результате появился «Трамвай».

«У каждого режиссёра есть свой режиссёрский чемоданчик, где он хранит свои пьесы для постановок. И «Трамвай «Желание» одна из давних таких заготовок. Так постепенно и получилось то, что происходит сейчас на сцене», — рассказала режиссёр.

Тропический нуар и саунд-треки

По словам Виктории, вначале у неё родился жанр. Он обозначен в афише как тропический нуар. А после этого начали появляться сцены, характеры и даже саунд-треки.

«После прочтения пьесы я начинаю видеть какие-то вспышки, образы. То есть у меня что-то откликается внутри и я понимаю – вот это близко, а это особенно болит. Иногда цвета рождаются в голове, — призналась Виктория. — Здесь после того как я осознала, что хочу ставить этот спектакль, первым появился жанр — тропический нуар.

В «Оркестре» было по-другому, он начался с музыки. Здесь от жанра, цветов и характеров у меня нарастали какие-то мизансцены, а треки уже родились здесь, в Омске».

В главных ролях — Дарья Оклей (Бланш Дюбуа), Анастасия Максименко (Стелла, сестра Бланш), Евгений Точилов (муж Стеллы Стэнли Ковальский) и Александр Боткин (Митч).

Евгений Точилов признался, что всегда оправдывает своего героя, иначе его невозможно сыграть. Так и в Стэнли он ищет положительные стороны и не считает его исключительно героем со знаком минус.

«Мой персонаж настоящий, в нём очень мало наносного. Он такой первобытный человек, — говорит актёр. — Ему всё понятно, в этой жизни у него всё разложено по полочкам. Он знает: вот это моя женщина, я её люблю; это моя работа, это мои друзья. И везде он твёрдо стоит на ногах. И поэтому всегда становится лидером, так как уверен в своих позициях. Когда его сбивают, воспринимают не как героя, он пытается восстановить свой статус. Но я не принимаю того, до какой степени он может дойти в желании вернуться на пьедестал».

В заключение Виктория Каминская призналась, что в Омске ей работается легко и комфортно, и хочется здесь ставить ещё спектакли. Сбудется ли,  покажет время. А пока премьера «Трамвая «Желание» уже 26 и 27 июня, а также 23 и 24 июля.

 

Ольга Коробова

«Аргументы и факты» в Омске, 17 июня 2019 г.

http://www.omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/vnachale_byl_rezhissyor_v_liceyskom_teatre_omska_stavyat_tennesi_uilyamsa