Владислав Пузырников: да, я безжалостен

Известный омский актер и режиссер раскрыл секреты своего нового проекта

24 мая на сцене Драматического Лицейского театра состоится премьера спектакля «Безымянная звезда» по пьесе румынского писателя Михаила Себастиана (настоящее имя Иосиф Гехтер) в постановке Владислава Пузырникова. Накануне этого события режиссер побеседовал с «ДГ».

 

О выборе материала

— Сначала пьеса «Безымянная звезда» зацепила меня как романтическая история. Но позже, когда я начал в ней разбираться, то нашел для себя темы, отвечающие нашему сегодня, и мне показалось это любопытным.

На мой взгляд, один из важных мотивов этой истории — встреча двух разных молодых людей. Меня заинтересовало прежде всего столкновение человека из благополучного радостного мира с тем, который ведёт размеренную жизнь простого провинциала.

Они влюбляются друг в друга. Но что им мешает дальше быть вместе? О причине этой несовместимости многие спорят до сих пор, хотя пьесе уже  более семидесяти лет. Но действительно, в чем этот  разлад? В элементарном страхе? Или в боязни будущего? В нежелании изменить привычный формат своей жизни ради другого?

Безусловно, человеку тяжело отказаться от того, с чем он свыкся, а если он не готов на эту жертву, возможно, пережитое и не любовь вовсе?

Об этом и многом другом мы с актерами Лицейского и хотим поговорить со своим зрителем.

 

О подборе актеров

— Тип амплуа, когда артисты подходят на ту или иную роль по своим психофизическим и внешним данным, никто не отменял. Я говорю об этом непреложном законе театра, который распространяет свое действие и в случае с пьесой «Безымянная звезда».

Возьмем образ Моны, который воплотят в разных составах Наталья Коротаева и Наталья Целевич — яркая, обаятельная девушка, словно вырвавшаяся из другого мира роскоши. Или Марин Мирою в исполнении Вячеслава Еремина — его персонаж наивен, осторожен, романтичен. Как соединить эти две души, две разные планеты?

Думаю, что наша постановка будет воспринята как актуальный проект  еще и по причине обращения молодых актеров к своим сверстникам.

Современные люди боятся перемен, не решаются брать на себя ответственность, принимать важные решения. В этой связи для меня и Лицейского театра «Безымянная звезда» — это не просто творческая находка, это и посыл современному молодому зрителю. По сути, наши герои одинаковы: Марин Мирою ничего не сделал, чтобы остановить Мону, но и она не сделала ничего, чтобы остаться с ним. Возможно, это приводит к разрыву? А казалось бы, они пережили страсть, любовь.

 

О том, почему именно Лицейский

— Труппа Лицейского — это богатый энергичный материал, с которым интересно работать. Должен сказать, что, приступая к любой нашей совместной постановке, я с удовольствием замечал, что между нами сразу же возникало понимание материала, идей — так случилось и со спектаклем «Безымянная звезда».

Мне очень комфортно взаимодействовать с этим коллективом, и наша работа помогает мне не только как режиссеру, но и как артисту. Я словно сам вновь учусь, глядя со стороны, как бы снова постигаю свою профессию.

 

О том, что ждет омского зрителя

— Если немного коснуться матрицы спектакля — зритель почувствует некое движение от простого к сложному: первый акт — легкий, отчасти легкомысленный, комедийный, а второй — очень жесткий, что на контрасте с первым хорошо ощущается.

Признаться, я умышленно иду на этот шаг, чтобы не умиление царило на сцене — дескать, давайте полюбуемся на красивую романтическую историю. Нет. В нашем спектакле будет так, как это бывает в нашей жизни.

 

Смотреть или не смотреть?

— Конечно же, фильм «Безымянная звезда» я, как и многие, видел неоднократно. Но в работе над спектаклем специально к нему не обращался, и не из-за принципиальной позиции, а потому что это могло помешать моей работе.

Когда ты берешься моделировать свою историю, чтобы сказать то, что ты считаешь важным, и видишь, как другой предлагает свою версию, это может сбить с творческого пути, увести от цели.

Как однажды заметил известный режиссер Евгений Марчелли, и я с ним согласен: когда ты начинаешь воплощать какой-либо материал, его фабула, завязка, сюжет — это все вместе или по отдельности является для тебя, как постановщика, только поводом для реализации. И ты в свою очередь волен переиначить эту историю, которая в итоге может вообще в разы отличаться от изначального материала.

В «Безымянной звезде», безусловно, есть не только история любви, а еще множество смыслов, которые меня зацепили, и возможно, изначально их нет в замысле автора. Они и лежат в основе диалога со зрителем.

 

Это музыка, музыка, музыка…

— Я всегда уделяю внимание музыкальной составляющей своих проектов. Например, в этом смысле в работе над спектаклем «День радио» огромную поддержку мне оказал мой коллега Олег Теплоухов, который написал тексты для наших песен. На этот раз зрителя тоже ждут необычные мелодические декорации, автором которых является Роман Дубинников. Однако не буду раскрывать всех карт. Вы все увидите и, конечно же, услышите.

 

 

Об атмосфере, костюмах и декорациях

— Учитывая, что мы не рассматриваем «Безымянную звезду» как исключительно романтическую историю, нам пришлось ее осовременить, сильно купировать, ликвидируя устаревшие фразы, чтобы приблизить ко дню сегодняшнему и уйти от привязки к первой половине XX века.

Кроме того, хотелось, чтобы вместе с тем было ощущение существования этой истории вне времени — она вечна и могла произойти где угодно, когда угодно. Конечно же, учитывая нашу задачу, мы уделили внимание и декорациям, и костюмам.

Что касается внешних образов наших героев — все очень лаконично, просто, современно и в то же время в них чувствуется параллель с тем прошлым, о котором говорит нам румынский автор. Например, кондуктор — в его костюме присутствует нечто от формы то ли метрдотеля, то ли портье. И здесь зритель может искать параллели с литературными источниками или известными фильмами.

Нет конкретной привязки к некой эпохе и в декорациях.

В таких провинциальных маленьких городах, где разворачиваются события «Безымянной звезды», ничего не поменялось со времен ее написания. Так было и до возникновения этого текста. Так есть и сейчас.

Я вижу это, потому что ежегодно езжу через всю Россию на Дальний Восток и наблюдаю за жизнью подобных городков: как люди пили, как прозябали, как страдали от невозможности что-то изменить, так они продолжают существовать в этом замкнутом круге своей судьбы. Они боятся перемен, но стоит ли их страшиться?

 

О реакции омской публики

— Я очень высоко ценю,  когда постановки бросают вызов зрителю, вынуждают его напрягаться, думать, рассуждать вместе с актерами и автором. Уверен, что режиссеру следует двигаться именно в этом направлении, чтобы театр был не просто местом для развлечения.

 

Справка «ДГ»

Однажды покой провинциального городка нарушает появление прекрасной незнакомки. Среди  странных жителей города она встречает Его. На первый взгляд, его главная страсть – это звёзды и Вселенная. Но такой же Вселенной для Него вдруг становится Она. К чему же приведёт эта нечаянная любовь?

 

P.S.: Уважаемый читатель, расскажите, пожалуйста, редакции «ДГ» в четверг по телефону 21-55-65, какие из проектов Владислава Пузырникова Вам более всего интересны? Почему?

 

«Домашняя газета», №19 (316) / 20 мая 2015 г.