Весь театр — цирк

В Лицейском театре 14 ноября состоялась премьера спектакля Сергея Тимофеева «Каштанка» — фантазии на тему чеховского рассказа. Артисты ступили на территорию, которая доселе была неизведанной.

Сон наяву

Спектакль Лицейского – не бытовая история, а Каштанка не центральный персонаж, как это есть у Антона Павловича. Инсценировка Валерия Степанова на первый план выводит артиста, его сны, мечты, взгляд на творчество и саму жизнь. И под артистом мы здесь подразумеваем не только трагикомического клоуна (Евгений Точилов, Вячеслав Еремин), который при свечах записывает всю эту историю, но и его подопечных. Впрочем, если воспринимать все происходящее именно как сон клоуна – спектакль начинается с того, что он от усталости кладет голову на письменный стол – тогда что есть эти герои, как не отражение его волнений, не выплеск на поверхность подсознательных тревог?

У каждого из животных-артистов своя история, раскрывающаяся в сценах изматывающих репетиций, в изумительных диалогах за обеденным подносом. Своя боль и свое счастье быть артистом. Вот гусь Иван Иваныч (Игорь Коротаев, Александр Боткин): он счастлив, что летал под куполом цирка, хоть это и стоило ему двух ребер. Вот кот Федор Тимофеич (Юрий  Щадукин, Евгений Трубкин), который ходит по канату и ненавидит Дарвина за его (якобы) фразу «Труд делает из человека артиста». Вот дрессированный свин Хаврон, он же Хавронья Ивановна (Игорь Майоров, Алексей Осипов) – он не изменяет своей породе, подбирая еду с пола, но готов рядиться в женскую юбку, ибо так ему, артисту, положено по роли. Вот, наконец и во-первых, Каштанка (Наталья Коротаева, Дарья Березовская) – талантливая артистка, которой в цирке весело, но здесь не жизнь – игра. Ее настоящая жизнь там, в прогулках по снегу с Лукой Александровичем и Федюшкой.

Арена на сцене

«Каштанка» требует от артистов колоссальных физических затрат, после репетиций с хореографом Ириной Горэ ребята просто лежат, — говорит режиссер-постановщик, худрук Лицейского театра Сергей ТИМОФЕЕВ. –  Но каким бы тяжелым ни был спектакль, всегда интересно забраться на территорию, где артисты мало бывают или не бывают вовсе. Мы долго работали над постановкой, а потом попросились в цирк на репетицию акробатов, чтобы увидеть все изнутри.  Съездили и поняли, что все придуманное нами – глупо.  Мы подходили к истории как артисты в театре, а в цирке все совсем по-другому. Там никто не делает лишних движений и не стоит на месте: выполнил трюк, отошел – принялся за растяжки. Подходит очередь – собрался, вышел, сделал. Сосредоточенность колоссальная! В театре артист может ошибиться. В цирке, ошибившись, разобьешься. Такова жизнь. Вот почему мы, вернувшись в театр, зачеркнули все то, что делали до того, и стали пытаться добраться до цирковой правды.

Правда цирка тут смешивается с правдой жизни. Герои являются зрителю в трех ипостасях: максимально спрятавшись за куклой, отгородившись от мира незримой маской и обнажив незащищенного человека. И порой эти три ипостаси так сплетаются, что трудно уже отличить одну от другой, разобраться, где сам человек, а где маска-характер, выдающая за того, кем хотелось бы быть в глазах. Всё, как в жизни — особенно в жизни тех, кто профессией выбрал творчество. Кто отточил мастерство проживания чужих жизней.

Несмотря на серьезный подтекст, «Каштанка» – спектакль веселый и наполненный текстовым юмором. Если не хочется искать смыслы, можно просто насладиться игрой актеров, точных в передаче образов и характеров животных, почувствовать запах циркового праздника, удивиться перчаточным куклам в руках у лицеистов. Искусству кукловождения они учились у актера театра «Арлекин» Дмитрия Войдака. Было непросто, но еще одна интересная тропа теперь освоена.

 

Татьяна ПОПОВА

«Вечерний Омск-Неделя», 21 ноября 2018 г. / №46 (569)

http://omskgazzeta.ru/kultura/ves-teatr-tsirk